Пятница, 29.03.2024, 15:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Кучминой Надежды Владимировны

Награды сайта
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Наш опрос
Какие материалы вы хотели бы видеть на этом сайте?
Всего ответов: 821
Мини-чат
Статистика
Рейтинг образовательных сайтов
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рабочая программа по литературе по А.Г.Кутузову. 9 класс

Пояснительная записка

Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы» для 9 класса входит в федеральный перечень учебников, определенных Министерством образования РФ. Данная программа составлена на основе авторской программы под руководством А. Г. Кутузова и с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.

Под литературным образованием понимается изучение литературы как искусства слова, а целью данного процесса является формирование творчества читателя, способного к полноценному восприятию предмета в контексте мировой духовной культуры.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью, так и с эстетической функцией литературы. Структурообразующими составляющими программы А. Г. Кутузова являются базовые теоретико-литературные понятия. Для 9 класса это «Автор – образ - читатель», поэтому формулировки тем уроков составлены с учетом данного базового понятия и не противоречат сложившейся ранее системе, учитывают этапы литературного развития учащихся.

Кроме того, концептуальная основа программы А. Г. Кутузова – изучение произведений на основе творческой деятельности. Поэтому планирование составлено с учетом анализа произведения в единстве формы и содержания. В  программе А. Г. Кутузова осуществляется  деятельностный подход в обучении, что отражено в составленном тематическом планировании как в виде творческих практикумов и творческих мастерских, так и в названиях уроков.

 

                Учебно-методический план

Классы _9А,9Б_

Учитель _Кучмина Надежда Владимировна

Количество часов

Всего  _102_ часа; в неделю _3_ часа.

Плановых контрольных уроков  _4_, зачетов _-_, тестов _1_ ч.

Административных контрольных уроков  __-__ ч.

Планирование составлено на основе  программы по литературе для общеобразовательных учреждений и Программы по литературе (5-11 классы) под редакцией А.Г. Кутузова.

 

  Учебник «В мире литературы». 9 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учреждений (автор –А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева, М. «Дрофа», 2008г.). 

Темы, разделы

Всего часов

1

Вводные уроки

3

2

Зарубежная литература

13

 

Лит-ра Средневековья

2

 

У.Шекспир

3

 

Сервантес

2

 

Мольер

2

 

Гофман

2

 

Русская литература

 

3

Возникновение русской литературы

1

4

Задонщина

1

5

Г.Р. Державин

2

6

А.С. Пушкин Лирика. «Капитанская дочка», «Медный всадник»

16

7

М.Ю. Лермонтов Лирика

5

8

Н.В. Гоголь «Ревизор», «Шинель»

8

9

Н.А.Некрасов

2

10

И.С. Тургенев «Ася»

2

11

Ф.М. Достоевский «Белые ночи»

2

12

О.Уайльд

2

13

А.П. Чехов

2

14

Лирика конца 19 начала 20в

5

15

И.Бунин

2

16

Современная духовная литература

1

17

М.Булгаков «Собачье сердце»

3

18

М.Шолохов

3

19

Современная проза

2

20

Итоговые уроки

6

 

«Золотой век» русской литературы

 

21

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

7

22

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

7

23

Н.В. Гоголь «Мертвые души»

7

 

 

102

 

Содержание тем программы

  Введение .

Читатель  и жизнь  литературного произведения. Образ - послание автора читателю, его современнику и потомку.  Чтение и осмысление художественного произведения читателями разных поколений и эпох. Интерпретация художественного произведения

Зарубежная литература

Литература средневековья. Ук де ла Бакалариа. Рудольф фон Фенис. Безымянный поэт. Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров и вагантов. Основные мотивы их поэзии. Новый тип лирического героя.

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».

Эпоха Возрождения. Новый взгляд на человека. Основной конфликт трагедии «Ромео и Джульетта». «Вечные» проблемы и их разрешение в трагедии Шекспира

М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» Рыцарский роман или пародия на него? Интерпретация образа главного героя. Образ и символ. Жизнь произведения во времени.

Мольер. «Тартюф». Изображение человека эпохи абсолютизма. «Вечные» образы и их восприятие читателями разных эпох. Злободневность и актуальность комедии. Мастерство комедийной интриги. Понятие о классицизме.

И.В.Гёте. «Фауст» (фрагменты). Интерпретация народной легенды о Фаусте. Добро и зло в трагедии. Жажда познания как свойство человеческого духа.

Русская литература

Возникновение русской литературы. «Задонщина».

Идеи просвещения и гуманизма в русской литературе XVIII века.

Г.Р.Державин. «Памятник»

                              А.С.Пушкин

А.С.Пушкин – начало всех начал и ориентир русской культуры. Тематическое и жанровое многообразие лирики  Пушкина. Свобода как гражданский, нравственный и философский идеал.  «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Державина «Памятник»

«Капитанская дочка». Темы любви, чести и нравственного долга в романе «Капитанская дочка».                    

 «…Русский бунт, бессмысленный и беспощадный…» Образ Пугачёва в романе. Злодей или защитник народа? Тема любви в романе. Особенности композиции романа.  «Капитанская дочка» - послание А.С.Пушкина потомкам.

 «Медный всадник».Образ «маленького человека» в повести. Сопоставление романа «Капитанская дочка» и повести «Медный всадник».

                         М.Ю.Лермонтов

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова. «Дума», «Поэт», «И скучно и грустно…», «Нет, я не Байрон, я другой», «Кинжал». Эмоциональная ёмкость образов лирики Лермонтова. Образы и символы в лирике Лермонтова. «Смерть поэта».  История создания, образы стихотворения .

                       Н.В.Гоголь

Обзор жизни и творчества Гоголя. «Ревизор». Своеобразие сюжета, системы образов. Гоголевский смех. Страх как развитие комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Своеобразие конфликта. Значение «немой» сцены и эпиграфа. Собирательный образ города.

 «Шинель».    Образ  Петербурга. Образ «маленького» человека в повести.

  Н.А.Некрасов.  Н.А.Некрасов - поэт и гражданин. Основные мотивы лирики.                       И.С.Тургенев  «Ася».   Злободневное и вечное в повести

Ф.М.Достоевский   «Белые ночи».   Образ маленького человека в произведении.

О.Уайльд «Кентервильское привидение».Образ и символ в рассказе.

 А.П.Чехов. «Студент». Своеобразие тематики и проблематики. Философская концепция  рассказа. Библейские  образы в рассказе.

         Лирика конца XIX – начала XX века

Понятие «серебряный век». Основные представители «серебряного века» . Традиции и новаторство лирики начала XX века . Особенности художественной образности.

А.Блок. «Поэт в изгнаньи и сомненьи», «Гамаюн».

Маяковский. «А вы смогли бы?», «Послушайте!» «Ода революции».

Б.Пастернак. «Метель», «Светает», «Петухи».

А.Ахматова.  «Смятение», «Перед весной бывают дни такие», «Сероглазый король».

М.Цветаева. «Ошибка», «Идёшь на меня похожий», «Вот опять окно». Образ-переживание лирического героя и приёмы его создания в творчестве поэтов.

 И.А.Бунин.  «Тёмные аллеи».Сюжет, характер , образ. Изображения «мгновения» жизни как художественный приём. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля. Реминисценция и её художественная функция.

Гумилёв. «Золотой рыцарь». Традиции баллады в рассказе. Неоромантический герой.

       Современная духовная литература

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).  «Слово на светлой пасхальной седмице».

Иеромонах Роман. «Пресвятая Богородица».

Православная духовная традиция и светская русская литература. Их взаимосвязь и взаимовлияние.

   М.А.Булгаков.  «Собачье сердце».Система образов произведения. Сатирические традиции русской литературы в повести, её новаторство.  Отражение в повести революционной действительности и глубина философской проблематики. Фантастика и реальность в повести. Образы повести, ставшие символами.

  М.А.Шолохов.  «Судьба человека». Война в жизни народа и человека. Человек в экстремальной ситуации. Психологизм повествования. Образ главного героя: безысходная трагичность или победившая трагедию сила духа?

                Современная проза. Обзор. Традиции и новаторство прозы 70-80-х годов. Нравственно-философская проблематика. Образы-типы. Писательское мастерство.

Р.Бах . «Чайка по имени Ливингстон»

Итоговая  читательская конференция. Художественное произведение и его читатели.

       «Золотой век» русской литературы

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобразие жанра, «энциклопедичность». Название романа и проблема героя в художественном мире произведения. Автор и его герои. Нравственная и философская проблематика. Герои романа и герои русской литературы. Своеобразие композиции. Внесюжетные элементы и их роль. Тематика лирических отступлений и их роль. «Онегинская» строфа.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Смысл названия. Своеобразие жанра и композиции. Функции авторского предисловия.  Система рассказчиков. Особенности повествовательной манеры. Романтизм и реализм в романе. Психологизм.

Печорин в системе художественных  образов    романа. Тема героя и времени, своеобразие её решения. Глубина нравственной проблематики.              

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души».

История создания и публикации.  Эволюции замысла поэмы.  Смысл названия, проблема жанра. Сюжетно-композиционные особенности,  «сквозные образы». Система художественных образов поэмы. Способы создания характеров, идейно-художественные функции детали. Особое место образов Плюшкина и Чичикова . Город в изображении Гоголя. Место «Повести о капитане Копейкине» в структуре поэмы.

Своеобразие повествовательной манеры. Единство сатирического и лирического начала в поэме как воплощение авторского замысла. Образ автора и основные средства его создания. Тема родины и народа и неоднозначная её трактовка.

                      

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.                                  

   Перечень учебно-методического обеспечения.

 

Мультимедийные пособия.

CD-ROM Русская литература от Нестора до Маяковского

                  Русская поэзия 17-20вв

                  Русская драматургия

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024