Рабочая программа по литературе по А.Г.Кутузову. 9 класс
Пояснительная записка
Учебник А. Г.
Кутузова «В мире литературы» для 9 класса входит в федеральный перечень учебников,
определенных Министерством образования РФ. Данная программа составлена на
основе авторской программы под руководством А. Г. Кутузова и с учетом
федерального компонента государственного стандарта общего образования по
литературе.
Под
литературным образованием понимается изучение литературы как искусства слова, а
целью данного процесса является формирование творчества читателя, способного к
полноценному восприятию предмета в контексте мировой духовной культуры.
Задачи
литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью,
так и с эстетической функцией литературы. Структурообразующими составляющими
программы А. Г. Кутузова являются базовые теоретико-литературные понятия. Для 9
класса это «Автор – образ - читатель», поэтому формулировки тем уроков
составлены с учетом данного базового понятия и не противоречат сложившейся
ранее системе, учитывают этапы литературного развития учащихся.
Кроме того,
концептуальная основа программы А. Г. Кутузова – изучение произведений на основе
творческой деятельности. Поэтому планирование составлено с учетом анализа произведения
в единстве формы и содержания. В
программе А. Г. Кутузова осуществляется
деятельностный подход в обучении, что отражено в составленном
тематическом планировании как в виде творческих практикумов и творческих
мастерских, так и в названиях уроков.
Учебно-методический план
Классы _9А,9Б_
Учитель _Кучмина Надежда
Владимировна
Количество часов
Всего _102_ часа; в неделю _3_ часа.
Плановых контрольных уроков _4_, зачетов _-_, тестов _1_ ч.
Административных контрольных
уроков __-__ ч.
Планирование составлено на основе программы по литературе для
общеобразовательных учреждений и Программы по литературе (5-11 классы) под редакцией
А.Г. Кутузова.
Учебник «В мире
литературы». 9 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учреждений (автор –А.Г.
Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева, М. «Дрофа», 2008г.).
№
|
Темы, разделы
|
Всего часов
|
1
|
Вводные уроки
|
3
|
2
|
Зарубежная литература
|
13
|
|
Лит-ра Средневековья
|
2
|
|
У.Шекспир
|
3
|
|
Сервантес
|
2
|
|
Мольер
|
2
|
|
Гофман
|
2
|
|
Русская литература
|
|
3
|
Возникновение русской литературы
|
1
|
4
|
Задонщина
|
1
|
5
|
Г.Р. Державин
|
2
|
6
|
А.С. Пушкин Лирика. «Капитанская дочка», «Медный всадник»
|
16
|
7
|
М.Ю. Лермонтов Лирика
|
5
|
8
|
Н.В. Гоголь «Ревизор», «Шинель»
|
8
|
9
|
Н.А.Некрасов
|
2
|
10
|
И.С. Тургенев «Ася»
|
2
|
11
|
Ф.М. Достоевский «Белые ночи»
|
2
|
12
|
О.Уайльд
|
2
|
13
|
А.П. Чехов
|
2
|
14
|
Лирика конца 19 начала 20в
|
5
|
15
|
И.Бунин
|
2
|
16
|
Современная духовная литература
|
1
|
17
|
М.Булгаков «Собачье сердце»
|
3
|
18
|
М.Шолохов
|
3
|
19
|
Современная проза
|
2
|
20
|
Итоговые уроки
|
6
|
|
«Золотой век» русской литературы
|
|
21
|
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
|
7
|
22
|
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
|
7
|
23
|
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
|
7
|
|
|
102
|
Содержание тем
программы
Введение .
Читатель и жизнь литературного произведения. Образ - послание
автора читателю, его современнику и потомку.
Чтение и осмысление художественного произведения читателями разных
поколений и эпох. Интерпретация художественного произведения
Зарубежная литература
Литература средневековья. Ук де ла Бакалариа. Рудольф фон Фенис. Безымянный поэт. Поэтическое
мастерство трубадуров, миннезингеров и вагантов. Основные мотивы их поэзии.
Новый тип лирического героя.
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».
Эпоха Возрождения. Новый взгляд на человека. Основной
конфликт трагедии «Ромео и Джульетта». «Вечные» проблемы и их разрешение в
трагедии Шекспира
М. де Сервантес
Сааведра. «Дон Кихот» Рыцарский
роман или пародия на него? Интерпретация образа главного героя. Образ и символ.
Жизнь произведения во времени.
Мольер. «Тартюф». Изображение человека эпохи
абсолютизма. «Вечные» образы и их восприятие читателями разных эпох.
Злободневность и актуальность комедии. Мастерство комедийной интриги. Понятие о
классицизме.
И.В.Гёте.
«Фауст» (фрагменты). Интерпретация народной легенды о Фаусте. Добро и зло в
трагедии. Жажда познания как свойство человеческого духа.
Русская литература
Возникновение русской литературы. «Задонщина».
Идеи просвещения и гуманизма в русской литературе XVIII
века.
Г.Р.Державин. «Памятник»
А.С.Пушкин
А.С.Пушкин – начало всех начал и ориентир русской культуры.
Тематическое и жанровое многообразие лирики
Пушкина. Свобода как гражданский, нравственный и философский идеал. «Я памятник
себе воздвиг нерукотворный…» Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и
Державина «Памятник»
«Капитанская дочка». Темы
любви, чести и нравственного долга в романе «Капитанская дочка».
«…Русский бунт,
бессмысленный и беспощадный…» Образ Пугачёва в романе. Злодей или защитник
народа? Тема любви в романе. Особенности композиции романа. «Капитанская дочка» - послание А.С.Пушкина
потомкам.
«Медный всадник».Образ «маленького
человека» в повести. Сопоставление романа «Капитанская дочка» и повести «Медный
всадник».
М.Ю.Лермонтов
Основные темы и мотивы лирики Лермонтова. «Дума», «Поэт», «И скучно и грустно…», «Нет,
я не Байрон, я другой», «Кинжал». Эмоциональная ёмкость образов лирики
Лермонтова. Образы и символы в лирике Лермонтова. «Смерть поэта». История
создания, образы стихотворения .
Н.В.Гоголь
Обзор жизни и творчества Гоголя. «Ревизор». Своеобразие сюжета, системы образов. Гоголевский смех.
Страх как развитие комедийного действия. Мастерство композиции и речевых
характеристик. Своеобразие конфликта. Значение «немой» сцены и эпиграфа.
Собирательный образ города.
«Шинель».
Образ Петербурга. Образ «маленького» человека в повести.
Н.А.Некрасов.
Н.А.Некрасов - поэт и гражданин. Основные мотивы лирики. И.С.Тургенев «Ася». Злободневное и вечное в
повести
Ф.М.Достоевский «Белые
ночи». Образ маленького человека в
произведении.
О.Уайльд «Кентервильское привидение».Образ и
символ в рассказе.
А.П.Чехов. «Студент». Своеобразие тематики и проблематики. Философская концепция
рассказа. Библейские образы в
рассказе.
Лирика конца XIX – начала XX века
Понятие «серебряный век». Основные представители
«серебряного века» . Традиции и новаторство лирики начала XX века . Особенности
художественной образности.
А.Блок. «Поэт в изгнаньи и сомненьи», «Гамаюн».
Маяковский. «А вы смогли бы?», «Послушайте!» «Ода
революции».
Б.Пастернак. «Метель», «Светает», «Петухи».
А.Ахматова. «Смятение»,
«Перед весной бывают дни такие», «Сероглазый король».
М.Цветаева. «Ошибка», «Идёшь на меня похожий», «Вот
опять окно». Образ-переживание лирического героя и приёмы его создания в
творчестве поэтов.
И.А.Бунин. «Тёмные аллеи».Сюжет, характер , образ.
Изображения «мгновения» жизни как художественный приём. Психологизм и лиризм
бунинского художественного стиля. Реминисценция и её художественная функция.
Гумилёв. «Золотой рыцарь». Традиции баллады в
рассказе. Неоромантический герой.
Современная духовная литература
Архимандрит Иоанн
(Крестьянкин). «Слово на светлой пасхальной седмице».
Иеромонах Роман. «Пресвятая Богородица».
Православная духовная традиция и светская русская
литература. Их взаимосвязь и взаимовлияние.
М.А.Булгаков. «Собачье
сердце».Система образов произведения. Сатирические традиции русской
литературы в повести, её новаторство.
Отражение в повести революционной действительности и глубина философской
проблематики. Фантастика и реальность в повести. Образы повести, ставшие
символами.
М.А.Шолохов. «Судьба
человека». Война в жизни народа и человека. Человек в экстремальной ситуации.
Психологизм повествования. Образ главного героя: безысходная трагичность или
победившая трагедию сила духа?
Современная проза. Обзор. Традиции и
новаторство прозы 70-80-х годов. Нравственно-философская проблематика.
Образы-типы. Писательское мастерство.
Р.Бах . «Чайка по имени Ливингстон»
Итоговая читательская конференция. Художественное
произведение и его читатели.
«Золотой век» русской
литературы
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Творческая история
романа. Своеобразие жанра, «энциклопедичность». Название романа и проблема
героя в художественном мире произведения. Автор и его герои. Нравственная и
философская проблематика. Герои романа и герои русской литературы. Своеобразие
композиции. Внесюжетные элементы и их роль. Тематика лирических отступлений и
их роль. «Онегинская» строфа.
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Смысл названия.
Своеобразие жанра и композиции. Функции авторского предисловия. Система рассказчиков. Особенности повествовательной
манеры. Романтизм и реализм в романе. Психологизм.
Печорин в системе художественных образов
романа. Тема героя и времени, своеобразие её решения. Глубина
нравственной проблематики.
Н.В.Гоголь. «Мёртвые души».
История создания и публикации. Эволюции замысла поэмы. Смысл названия, проблема жанра. Сюжетно-композиционные
особенности, «сквозные образы». Система
художественных образов поэмы. Способы создания характеров,
идейно-художественные функции детали. Особое место образов Плюшкина и Чичикова
. Город в изображении Гоголя. Место «Повести о капитане Копейкине» в структуре
поэмы.
Своеобразие повествовательной манеры. Единство сатирического
и лирического начала в поэме как воплощение авторского замысла. Образ автора и
основные средства его создания. Тема родины и народа и неоднозначная её
трактовка.
Требования к уровню
подготовки выпускников. В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание
литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть
стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих
обязательному изучению (по выбору);
- основные
факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный
контекст изучаемых произведений;
- основные
теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать
с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты,
составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять
принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов
и жанров;
- выявлять
авторскую позицию;
- выражать
свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять
литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного
произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
- характеризовать
особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно
читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая
нормы литературного произношения;
- владеть
различными видами пересказа;
- строить
устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать
в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано
отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о
самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Перечень
учебно-методического обеспечения.
Мультимедийные пособия.
CD-ROM Русская литература от Нестора до Маяковского
Русская поэзия 17-20вв
Русская драматургия
|