Суббота, 04.05.2024, 18:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Кучминой Надежды Владимировны

Награды сайта
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Наш опрос
Какие материалы вы хотели бы видеть на этом сайте?
Всего ответов: 822
Мини-чат
Статистика
Рейтинг образовательных сайтов
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫ


Алексеева Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного учреждения

 средней общеобразовательной школы п. Прудовой

Екатериновского района Саратовской области

Повышение качества образования является основной целью как приоритетного национального проекта «Образование», так и процесса модернизации российского образования в целом. Под качеством образования понимается соотношение цели и результата образовательных услуг. Главная задача учителя состоит в том, чтобы создать условия, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, умения, творческое начало и сетевая педагогика может стать незаменимым инструментом в этом. Что представляет собой профессиональная деятельность учителей в сети? Это деятельность, направленная на рост интереса учащихся к предмету, на развитие их мышления, креативности, коллективизма..Именно сетевая педагогика становится основой модернизации системы образования в XXI в.

В настоящее время в стране создается большое количество  российских Web-серверов в глобальной сети Интернет, которые предоставляют возможность получать и использовать различную научную, культурную, образовательную, массовую и другую некоммерческую информацию. Создается большая коллекция  учебно-образовательных программ, в том числе и для дистанционного обучения. Web 2.0 на первый взгляд слово короткое. Но за таким коротким словом скрываются сервисы-онлайн, необходимые в работе каждого учителя.

Здесь можно найти занятие на любой вкус. Создание презентаций, фотоальбомов, работа по созданию учебных фильмов, обработка звука, работа с документами.

Простота и надежность отличают эти сервисы. Социальные сервисы – важнейший многоуровневый ресурс, который позволяет активно взаимодействовать педагогу и ученику, способствует формированию умения совместно мыслить, воспитанию толерантности, формированию критичности мышления, предоставляет базы накопленных ресурсов для успешного их использования. Большой набор средств коммуникации позволяет организовать обмен информацией и опытом, реализовывать совместные проекты. Cоциальные сервисы, которые использую в своей практике: ВикиПедия, Учительский портал, www.letopisi.ru, www.wiki.openclass.ru, www.campus.ru, Все школы России (http://www.proshkolu.ru/), сеть творческих учителей, блоги, документы google, «Живой Журнал» (http://livejournal.com) Свои «живые журналы» ведут обычные люди, у которых есть потребность в самовыражении, есть ЖЖ ярких, интересных деятелей культуры (ученых, писателей, актеров). сайт, позволяющий загружать и просматривать видео в браузере через специальный Flash-плеер. (http://youtube.com,http://www.teachertube.com, http://www.l-vision.ru)

Интернет является мощным средством для создания ситуации успеха всех участников учебного процесса. На любом типе урока (введение нового материала, закрепление, обобщение, контроль) использование данных сервисов мотивирует учащихся к активной деятельности при грамотном построении урока. Самое главное в проведении такой работы – заинтересованность учителя, начать освоение сервисов можно и в локальной сети.

 

Ресурсы сети Интернет – огромны, и хотя в настоящее время идут горячие споры по поводу их «полезности», нельзя отрицать огромного образовательного потенциала этой технологии. Интернет пришел на урок! Ещё совсем недавно - это было из области фантастики, особенно в сельской школе. Теперь мои ученики получили возможность, как и их городские сверстники, не выходя из дома, побывать в разных уголках мира.. Интернет не уроке -  это быстрый, эффективный поиск, тесты, словари, интерактивные таблицы, плакаты, аудио- и видео материалы, расширенный теоретический материал и многое другое.

Хочу привести несколько примеров использования средств Интернета на своих уроках. Сразу отмечаю, что чаще всего я использую их на этапе самостоятельной подготовки уч-ся к урокам. В процессе работы я поняла, что прежде чем предлагать задания с использованием Интернета необходимо соблюдать следующие требования:
• в процессе постановки учебной задачи должны быть упомянуты, а лучше в письменном виде предложены сайты, рекомендованные для выполнения данного задания. Ссылки на тематические ресурсы я сама нахожу, чаще всего, на сайте сетевого объединения методистов (СОМ) или ввожу фразу поиска в Yandex и Google. Это только кажется, что поисковая работа – это просто. На самом деле – это достаточно сложно, так как из всего многообразия предлагаемой информации нужно выделить и выбрать только самое главное и необходимое –«отделить зёрна от плевел»;
• прежде чем предлагать задание ученикам, связанной с использованием не только Интернета, но и любой ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно представлять, что в результате он должен получить;
• нацелить обучающихся на трудоёмкость выполнения задания, предупредить о неожиданностях, с которыми они могут встретиться в процессе работы над ним.
Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет:
1. Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления.
2. Создание мультимедийной презентации по теме

3. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.
4. Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.
5. Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. В сельских библиотеках не всегда можно найти необходимый материал. Для этого я предлагаю, например, Педагогический http://dictionary.fio/ru\. Можно, предложить сделать подборку терминов или определений по данной теме.

6. Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный и обсуждённый с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя.. Ещё я использую Интернет для подбора музыкального сопровождения к урокам литературы. Не очень часто, но всё же необходимый материал я могу найти. Романсы на стихи Сергея Есенина, Ф. Тютчева, которые редко можно найти на CD дисках неоднократно в этом учебном году звучали на наших уроках.
Выручает нас и электронная библиотека Либрусек. В нашей школьной и сельской библиотеках не всегда можно найти необходимые тексты.

Использование интернет – ресурсов при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети

• с большим успехом усваивают учебный материал,

• формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации;
• расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.

В заключении хочу отметить, что использование Интернет на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.
Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»

СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:

1. Основные правила грамматики русского языка (http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
Готовые таблицы на все правила орфографии и пунктуации, от безударных гласных в чередующихся корнях до оформления на письме прямой речи. Коротко, понятно, доступно. В данном ресурсе в сжатой, наглядной форме содержится весь материал школьного курса, что очень ценно при подготовке ученика к контрольной работе или зачету. 
2. Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (
http://urok.hut.ru/).
Идея дистанционной школы хороша сама по себе: сайт дает возможность выполнить тест, отправить его преподавателю и получить оценку. Очень удобна возможность интерактивно проверить написание любого слова. Удобен выход на сайты со словарями, на сайты со статьями о реформе русского языка, с интересными материалами для эрудитов, сведениями о русских именах и фамилиях. Материалы учителям: поурочное планирование, статья о развитии орфографической зоркости, каталог библиотек on-line с текстами произведений школьной программы. Такой образовательный ресурс может служить образцом для остальных ресурсов. Он объединяет в себе различные классы: словарь и справочное пособие, методическое пособие для учителя и учебное пособие для учащихся, представлена тестовая система. Такой ресурс целесообразно применять для разных типов урока.
3. Культура письменной речи (
http://www.gramma.ru/).
Здесь словесник найдет по своему предмету самую разнообразную информацию, которую он может использовать на уроке в качестве дополнительной, чтобы оживить занятие и заинтересовать учеников. Например, в разделе «А вы знаете...» содержатся интересные сведения по этимологии отдельных слов и выражений. В разделе «Стиль документа» содержатся описания различных стилей письменной речи. К которым, кстати, относятся часто используемые в школе реферат, рецензия, отзыв. «Экзамены» — море полезной информации об оных: советы по написанию сочинений, выбору темы, рекомендации Министерства образования по проведению экзаменов, советы по лексическому и морфологическому анализу, школьная программа по литературе. Есть даже примерные разработки наиболее важных тем, которые можно использовать как дополнение к учебнику. Ну а 17 полезных советов по написанию сочинения стоит положить как памятку в портфель каждому школьнику. Учителя же найдут на сайте множество практических советов по проведению уроков русского языка и литературы. При работе с «сильным» классом наверняка потребуется схема анализа поэтического текста, а если аудитория «слабая», нелишними будут рекомендации о том, как организовать чтение наизусть, если ребята не хотят или не могут учить стихотворения.
Для желающих проверить свои знания на сайте есть пробные тестирования по русскому языку и литературе (раздел «Экзамены» и «Проверь себя»). 4. «Словесник» (
http://slovesnik-oka.narod.ru).
 Знакомит с ресурсами Интернета в области преподавания русского языка: есть ссылки на образовательные сайты, адреса издательств, выпускающих учебную литературу, библиотек.
5. «Виртуальная школа» (
http://vschool.km.ru/).
Кроме материалов по прочим предметам, здесь представлен интерактивный русский язык (5-6 класс): теоретические сведения, вопросы и упражнения. Участие (выполнение упражнений) требует регистрации на сайте. Здесь же — чат, доска объявлений, мегаэнциклопедия (содержит более 130 статей), «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (обновленный), коллекция дипломов, рефератов, курсовых, докладов, сочинений. Сведения о библиотеках, школах и гимназиях, о дополнительном образовании, обучении за рубежом.
6. «Тесты по русскому языку» (
http://likbez.spb.ru/tests/).
Хороший, полезный сайт. Поможет школьникам и всем желающим повысить свою грамотность. Предлагаемые виды тестов: контрольные работы и упражнения. Чтобы выполнить тесты, не надо быть где-либо зарегистрированным. Это очень удобно. В контрольной работе предлагается расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, выбрать слитное или раздельное написание. В упражнениях нужно выбрать правило, на которое нужно тестироваться. После выполнения каждого теста сразу сообщается количество ошибок,

 7. Тесты по пунктуации (http://repetitor.lc.ru/onliiie/disp.asp?2).
8. «Дистанционная поддержка учителей-словесников. Методика, опыт, новыеисследования»

(http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/russian_language/index3.htm).
Сайт предлагает статьи по методике преподавания русского языка, риторики, литературы. Среди прочего — изучение библейских тем в 5-6 классе; применение методики Занкова на уроках русского языка в средней школе; методика Эльконина — Давыдова — Репкина; применение опорных конспектов на уроках русского языка и т. д. Большая часть статей доступна только тем, кто зарегистрировался на сайте. После заполнения анкеты Вы получите электронное письмо с условиями предоставления доступа, что не слишком удобно.
Здесь же — сведения о ресурсах Интернета, которые могут быть полезны учителю-словеснику: свыше тридцати интересных ссылок.
10. Русские словари. Служба русского языка (http://
www.slovari.ru/lang/ru/)
Интересный и полезный сайт делает доступными следующие словари: «Толковый словарь» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, «Русский орфографический словарь», «Русский семантический словарь», «Популярный словарь иностранных слов», «Словарь иностранных слов», «Словарь языка Пушкина», «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений», «Словарь русского арго» (чрезвычайно интересные статьи!), «Словарь русских личных имен». В последнем можно найти не только значение имени, но и все варианты уменьшительных имен, а также дни именин по святцам. Тут же расположены «Словарь языка Достоевского», «Русская грамматика», «Краткая русская грамматика», «Библиографический указатель литературы по языкознанию и русскому языкознанию», «История слов» В. В. Виноградова. Любое интересующее слово вы можете набрать и получить исчерпывающую Информацию в выбранном словаре. Некоторые страницы сайта также снабжены портретами авторов словарей и предисловиями.
11. «Знаете слово?» (
http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
Великолепная идея! Сайт предлагает толкование и этимологию более 600 слов, которые редко используются в речи и вызывают затруднения в понимании и толковании (преимущественно иноязычные и устаревшие).Дан солидный список книг, к которым обращаются составители сайта (.114 наименований). Сайт будет интересен и полезен самому широкому кругу пользователей.
13. «Искусство метафоры» (
http://metaphor.narod.ru/).
Авторские статьи и обзор мнений философов, лингвистов, психологов, математиков по проблеме метафоры. Подборка литературы о метафоре, примеры метафор. Коллекция ссылок на родственные веб-ресурсы. Пригодится на уроках и русского языка, и литературы.
16. Сайт «Толковый словарь» В. И. Даля (
http://www.slova.ru/).
Сайт содержит текст двух книг В. И. Даля: «Пословицы и поговорки» и «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа». Это и замечательно интересное чтение, и материал для подготовки к урокам или для написания рефератов. Здесь же можно найти портрет и биографию Даля. Предлагается также возможность поиска слов.
17. «Русское письмо» (
http://character.webzone.ru/).
Материалы о происхождении письменности, интересные сведения о видах письма (пиктограммах, идеограммах, логограммах и др.) могут быть использованы школьниками и студентами для подготовки сообщений и рефератов, а также для подготовки к экзаменам.
Сайт замечательно иллюстрирован. Приводятся изображения клинописи, иероглифов, узоров на ситце, буквиц, виньеток, заставок; приводятся начертания букв глаголицы; шрифты, созданные в СССР (даже с портретами художников-создателей); шрифтовые композиции и стилизации; снимки с рукописей, в том числе и таких знаменитых, как «Остромирово Евангелие», «Изборник Святослава», «Минеи». Эта часть сайта будет полезна художникам книги, интересна — школьникам и всем, кто интересуется языками и видами письменности.

Список литературы

1.Дылян Г.Д. Модели управления процессами комплексной информатизации общегосреднего образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

2.Е. Патаракин «Социальные сервисы веб 2.0 в помощь учителю»

3.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.

4. Хеннер Е.К., Шестаков А.П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование №1 2, 2004, с.5.

5.www.ito.su Материалы XVI Международной конференции «Информационные технологии в образовании» (ИТО-2006)

 6.www.ict.edu.ru Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024