ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫ
Алексеева Елена Викторовна,
учитель русского языка и литературы
муниципального общеобразовательного
учреждения
средней общеобразовательной школы п. Прудовой
Екатериновского района Саратовской
области
Повышение
качества образования является основной целью как приоритетного национального
проекта «Образование», так и процесса модернизации российского образования в
целом. Под качеством образования понимается соотношение цели и результата
образовательных услуг. Главная задача учителя состоит в том, чтобы создать
условия, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, умения,
творческое начало и сетевая педагогика может стать незаменимым инструментом в
этом. Что представляет собой профессиональная деятельность учителей в сети? Это
деятельность, направленная на рост интереса учащихся к предмету, на развитие их
мышления, креативности, коллективизма..Именно сетевая педагогика становится
основой модернизации системы образования в XXI в.
В настоящее
время в стране создается большое количество российских Web-серверов в
глобальной сети Интернет, которые предоставляют возможность получать и
использовать различную научную, культурную, образовательную, массовую и другую
некоммерческую информацию. Создается большая коллекция
учебно-образовательных программ, в том числе и для дистанционного обучения. Web 2.0 на первый взгляд слово короткое. Но за таким коротким словом
скрываются сервисы-онлайн, необходимые в работе каждого учителя.
Здесь можно найти занятие на любой вкус.
Создание презентаций, фотоальбомов, работа по созданию учебных фильмов,
обработка звука, работа с документами.
Простота и надежность отличают эти сервисы. Социальные сервисы – важнейший
многоуровневый ресурс, который позволяет активно взаимодействовать педагогу и
ученику, способствует формированию умения совместно мыслить, воспитанию
толерантности, формированию критичности мышления, предоставляет базы
накопленных ресурсов для успешного их использования. Большой набор средств
коммуникации позволяет организовать обмен информацией и опытом, реализовывать
совместные проекты. Cоциальные сервисы, которые использую в своей практике: ВикиПедия,
Учительский портал, www.letopisi.ru, www.wiki.openclass.ru, www.campus.ru, Все
школы России (http://www.proshkolu.ru/), сеть творческих учителей, блоги,
документы google, «Живой Журнал» (http://livejournal.com)
Свои «живые журналы» ведут обычные люди, у которых есть потребность в
самовыражении, есть ЖЖ ярких, интересных деятелей культуры (ученых, писателей,
актеров).сайт, позволяющий загружать и
просматривать видео в браузере через специальный Flash-плеер.
(http://youtube.com,http://www.teachertube.com, http://www.l-vision.ru)
Интернет является мощным средством для создания ситуации
успеха всех участников учебного процесса. На любом типе урока (введение нового
материала, закрепление, обобщение, контроль) использование данных сервисов
мотивирует учащихся к активной деятельности при грамотном построении урока.
Самое главное в проведении такой работы – заинтересованность учителя, начать
освоение сервисов можно и в локальной сети.
Ресурсы
сети Интернет – огромны, и хотя в настоящее время идут горячие споры по поводу
их «полезности», нельзя отрицать огромного образовательного потенциала этой
технологии. Интернет пришел на урок! Ещё совсем недавно - это было из области
фантастики, особенно в сельской школе. Теперь мои ученики получили возможность,
как и их городские сверстники, не выходя из дома, побывать в разных уголках
мира.. Интернет не уроке -это быстрый,
эффективный поиск, тесты, словари, интерактивные таблицы, плакаты, аудио- и
видео материалы, расширенный теоретический материал и многое другое.
Хочу привести
несколько примеров использования средств Интернета на своих уроках. Сразу
отмечаю, что чаще всего я использую их на этапе самостоятельной подготовки
уч-ся к урокам. В процессе работы я поняла, что прежде чем предлагать задания с
использованием Интернета необходимо соблюдать следующие требования:
• в процессе постановки учебной задачи должны быть упомянуты, а лучше в
письменном виде предложены сайты, рекомендованные для выполнения данного
задания. Ссылки на тематические ресурсы я сама нахожу, чаще всего, на сайте
сетевого объединения методистов (СОМ) или ввожу фразу поиска в Yandex и Google.
Это только кажется, что поисковая работа – это просто. На самом деле – это
достаточно сложно, так как из всего многообразия предлагаемой информации нужно
выделить и выбрать только самое главное и необходимое –«отделить зёрна от
плевел»;
• прежде чем предлагать задание ученикам, связанной с использованием не только
Интернета, но и любой ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно
представлять, что в результате он должен получить;
• нацелить обучающихся на трудоёмкость выполнения задания, предупредить о
неожиданностях, с которыми они могут встретиться в процессе работы над ним.
Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с
использованием средств сети Интернет:
1. Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или
писателя определённого литературного направления.
2. Создание мультимедийной презентации по теме
3. Подбор
картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.
4. Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов,
творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.
5. Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари,
справочники, энциклопедии. В сельских библиотеках не всегда можно найти необходимый
материал. Для этого я предлагаю, например, Педагогический
http://dictionary.fio/ru\. Можно, предложить сделать подборку терминов или
определений по данной теме.
6. Создание
докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо
продуманный и обсуждённый с учителем материал доклада, сопровождаемый
иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя.. Ещё
я использую Интернет для подбора музыкального сопровождения к урокам
литературы. Не очень часто, но всё же необходимый материал я могу найти.
Романсы на стихи Сергея Есенина, Ф. Тютчева, которые редко можно найти на CD
дисках неоднократно в этом учебном году звучали на наших уроках.
Выручает нас и электронная библиотека Либрусек. В нашей школьной и сельской
библиотеках не всегда можно найти необходимые тексты.
Использование
интернет – ресурсов при обучении школьников общеобразовательным предметам в
школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети
• с большим успехом усваивают учебный
материал,
• формируется их информационная культура, которая так
необходима школьнику для его будущей социологизации;
• расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают
возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и
дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне
организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы
активным и равноправным его членом.
В заключении
хочу отметить, что использование Интернет на каждом уроке, конечно, не реально,
да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти
технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении
учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать
компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.
Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех
сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление
вперёд…»
СЕТЕВЫЕ
РЕСУРСЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:
1. Основные правила грамматики
русского языка (http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
Готовые таблицы на все правила орфографии и пунктуации, от безударных гласных в
чередующихся корнях до оформления на письме прямой речи. Коротко, понятно,
доступно. В данном ресурсе в сжатой, наглядной форме содержится весь материал
школьного курса, что очень ценно при подготовке ученика к контрольной работе
или зачету.
2. Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (http://urok.hut.ru/).
Идея дистанционной школы хороша сама по себе: сайт дает возможность выполнить
тест, отправить его преподавателю и получить оценку. Очень удобна возможность
интерактивно проверить написание любого слова. Удобен выход на сайты со
словарями, на сайты со статьями о реформе русского языка, с интересными
материалами для эрудитов, сведениями о русских именах и фамилиях. Материалы
учителям: поурочное планирование, статья о развитии орфографической зоркости, каталог
библиотек on-line с текстами произведений школьной программы. Такой
образовательный ресурс может служить образцом для остальных ресурсов. Он
объединяет в себе различные классы: словарь и справочное пособие, методическое
пособие для учителя и учебное пособие для учащихся, представлена тестовая
система. Такой ресурс целесообразно применять для разных типов урока.
3. Культура письменной речи (http://www.gramma.ru/).
Здесь словесник найдет по своему предмету самую разнообразную информацию,
которую он может использовать на уроке в качестве дополнительной, чтобы оживить
занятие и заинтересовать учеников. Например, в разделе «А вы знаете...»
содержатся интересные сведения по этимологии отдельных слов и выражений. В
разделе «Стиль документа» содержатся описания различных стилей письменной речи.
К которым, кстати, относятся часто используемые в школе реферат, рецензия,
отзыв. «Экзамены» — море полезной информации об оных: советы по написанию
сочинений, выбору темы, рекомендации Министерства образования по проведению
экзаменов, советы по лексическому и морфологическому анализу, школьная
программа по литературе. Есть даже примерные разработки наиболее важных тем,
которые можно использовать как дополнение к учебнику. Ну а 17 полезных советов
по написанию сочинения стоит положить как памятку в портфель каждому школьнику.
Учителя же найдут на сайте множество практических советов по проведению уроков
русского языка и литературы. При работе с «сильным» классом наверняка
потребуется схема анализа поэтического текста, а если аудитория «слабая»,
нелишними будут рекомендации о том, как организовать чтение наизусть, если
ребята не хотят или не могут учить стихотворения.
Для желающих проверить свои знания на сайте есть пробные тестирования по
русскому языку и литературе (раздел «Экзамены» и «Проверь себя»). 4.
«Словесник» (http://slovesnik-oka.narod.ru). Знакомит с ресурсами Интернета в области
преподавания русского языка: есть ссылки на образовательные сайты, адреса
издательств, выпускающих учебную литературу, библиотек.
5. «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).
Кроме материалов по прочим предметам, здесь представлен интерактивный русский
язык (5-6 класс): теоретические сведения, вопросы и упражнения. Участие
(выполнение упражнений) требует регистрации на сайте. Здесь же — чат, доска
объявлений, мегаэнциклопедия (содержит более 130 статей), «Толковый словарь
русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (обновленный), коллекция
дипломов, рефератов, курсовых, докладов, сочинений. Сведения о библиотеках,
школах и гимназиях, о дополнительном образовании, обучении за рубежом.
6. «Тесты по русскому языку» (http://likbez.spb.ru/tests/).
Хороший, полезный сайт. Поможет школьникам и всем желающим повысить свою
грамотность. Предлагаемые виды тестов: контрольные работы и упражнения. Чтобы
выполнить тесты, не надо быть где-либо зарегистрированным. Это очень удобно. В
контрольной работе предлагается расставить знаки препинания, вставить
пропущенные буквы, выбрать слитное или раздельное написание. В упражнениях
нужно выбрать правило, на которое нужно тестироваться. После выполнения каждого
теста сразу сообщается количество ошибок,
(http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/russian_language/index3.htm).
Сайт предлагает статьи по методике преподавания русского языка, риторики,
литературы. Среди прочего — изучение библейских тем в 5-6 классе; применение
методики Занкова на уроках русского языка в средней школе; методика Эльконина —
Давыдова — Репкина; применение опорных конспектов на уроках русского языка и т.
д. Большая часть статей доступна только тем, кто зарегистрировался на сайте.
После заполнения анкеты Вы получите электронное письмо с условиями
предоставления доступа, что не слишком удобно.
Здесь же — сведения о ресурсах Интернета, которые могут быть полезны
учителю-словеснику: свыше тридцати интересных ссылок.
10. Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)
Интересный и полезный сайт делает доступными следующие словари: «Толковый
словарь» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, «Русский орфографический словарь»,
«Русский семантический словарь», «Популярный словарь иностранных слов»,
«Словарь иностранных слов», «Словарь языка Пушкина», «Словарь русских синонимов
и сходных по смыслу выражений», «Словарь русского арго» (чрезвычайно интересные
статьи!), «Словарь русских личных имен». В последнем можно найти не только
значение имени, но и все варианты уменьшительных имен, а также дни именин по
святцам. Тут же расположены «Словарь языка Достоевского», «Русская грамматика»,
«Краткая русская грамматика», «Библиографический указатель литературы по
языкознанию и русскому языкознанию», «История слов» В. В. Виноградова. Любое
интересующее слово вы можете набрать и получить исчерпывающую Информацию в
выбранном словаре. Некоторые страницы сайта также снабжены портретами авторов
словарей и предисловиями.
11. «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
Великолепная идея! Сайт предлагает толкование и этимологию более 600 слов,
которые редко используются в речи и вызывают затруднения в понимании и
толковании (преимущественно иноязычные и устаревшие).Дан солидный список книг,
к которым обращаются составители сайта (.114 наименований). Сайт будет
интересен и полезен самому широкому кругу пользователей.
13. «Искусство метафоры» (http://metaphor.narod.ru/).
Авторские статьи и обзор мнений философов, лингвистов, психологов, математиков
по проблеме метафоры. Подборка литературы о метафоре, примеры метафор.
Коллекция ссылок на родственные веб-ресурсы. Пригодится на уроках и русского
языка, и литературы.
16. Сайт «Толковый словарь» В. И. Даля (http://www.slova.ru/).
Сайт содержит текст двух книг В. И. Даля: «Пословицы и поговорки» и «О
поверьях, суевериях и предрассудках русского народа». Это и замечательно
интересное чтение, и материал для подготовки к урокам или для написания
рефератов. Здесь же можно найти портрет и биографию Даля. Предлагается также
возможность поиска слов.
17. «Русское письмо» (http://character.webzone.ru/).
Материалы о происхождении письменности, интересные сведения о видах письма
(пиктограммах, идеограммах, логограммах и др.) могут быть использованы
школьниками и студентами для подготовки сообщений и рефератов, а также для
подготовки к экзаменам.
Сайт замечательно иллюстрирован. Приводятся изображения клинописи, иероглифов,
узоров на ситце, буквиц, виньеток, заставок; приводятся начертания букв
глаголицы; шрифты, созданные в СССР (даже с портретами художников-создателей);
шрифтовые композиции и стилизации; снимки с рукописей, в том числе и таких
знаменитых, как «Остромирово Евангелие», «Изборник Святослава», «Минеи». Эта
часть сайта будет полезна художникам книги, интересна — школьникам и всем, кто
интересуется языками и видами письменности.
Список литературы
1.Дылян Г.Д. Модели управления процессами комплексной
информатизации общегосреднего образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2005
2.Е.
Патаракин «Социальные сервисы веб 2.0 в помощь учителю»
3.Селевко Г.К. Педагогические технологии на
основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий,
2005.
4. Хеннер Е.К., Шестаков А.П.
Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и
система измерения // Информатика и образование №1 2, 2004, с.5.
5.www.ito.su Материалы XVI
Международной конференции «Информационные технологии в образовании» (ИТО-2006)
6.www.ict.edu.ru Информационно-коммуникационные
технологии в образовании