Пояснительная записка
Данная рабочая программа по
русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента
государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для
10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И.
Власенков, Л.М. Рыбченкова). При составлении программы использованы
материалы учебника «Русский язык. 10-11
классы» В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А Чешко.
Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна
подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый
план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано
содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и
совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенций.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее
время идеи личностно- ориентированного и
деятельностного подходов к обучению русскому языку.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы
направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и
процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися
лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого
общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых
средств в разнообразных сферах общения.
Ярко
выраженной особенностью данной программы является её практическая
направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору
процессии, профессиональной ориентации,
строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе
является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому
взаимодействию и социальной адаптации.
Предлагаемая рабочая программа
предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее
разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в
различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое
поведение в соответствии с условиями и
задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному,
публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению
учениками данными стилями.
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение
и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике;
дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой
грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о
коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка,
так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует
формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с
точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что
является необходимым условием успешной коммуникации.
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий
урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок
развития речи.
Методы и приёмы
обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора (фонетический, лексический,
словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический,
лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ,
связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки,
составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных
жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих
работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);
- наблюдение за речью окружающих, сбор
соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию
учителя;
-изложения на основе текстов типа описания,
рассуждения;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных
высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический,
словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический,
лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной
задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее,
ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- информационная переработка устного и письменного
текста:
составление
плана текста;
изложение текста;
продолжение
текста;
составление
тезисов;
редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых
типов, стилей и жанров;
- создание
устных высказываний различных
типов и жанров в учебно-научной,
социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных
орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского
литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- создание письменных текстов делового, научного и
публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм
современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных
упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками:
учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой
информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Классы _11А_
Учитель _Кучмина Надежда
Владимировна
Количество часов
Всего _68_ часов; в неделю _2_ часа.
Плановых контрольных уроков _3_, зачетов _2_, тестов _2_ ч.
Административных контрольных
уроков __2__ ч.
Планирование составлено на
основе программы по русскому
языку для общеобразовательных учреждений.
Учебник: Русский язык. 10-11
классы. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А Чешко. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений. Рекомендовано Министерством
образования РФ. - М., Просвещение, 2009 год.
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Синтаксис и пунктуация |
30 |
2 |
Публицистический стиль |
9 |
3 |
Художественный стиль |
7 |
4 |
Сложное предложение |
14 |
5 |
Разговорный стиль |
2 |
6 |
Повторение |
6 |
|
||
|
Итого: |
68 |
Содержание тем курса
Синтаксис
и пунктуация.
Обобщающее
повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его
осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы
оформления чужой речи, цитирование.
Нормативное
построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство
русской речи.
Принципы
и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации
в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское
употребление знаков препинания.
Синтаксическая
синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический
разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой
речью.
Публицистический стиль речи.
Особенности
публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности в
публицистическом стиле.
Очерк,
эссе.
Устное
выступление. Дискуссия.
Использование
учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Художественный стиль речи.
Общая
характеристика художественного стиля (языка художественной литературы):
образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств,
использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической
функции национального языка.
Язык
как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов
структуры художественного произведения.
Источники
богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные
возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические
функции порядка слов.
Основные
виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические
фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ
художественно-языковой формы произведений русской классической и современной
литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы,
образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Сложное предложение.
Виды сложных предложений.
Пунктуация в ССП. Пунктуация в
предложениях с союзом И.
Основные группы СПП. CПП с придаточными изъяснительными,
определительными, обстоятельственными.
Знаки препинания в CПП с одним
и несколькими придаточными.
Пунктуация при сравнительных оборотах с союзами как,
что, чем и в СПП.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной
программе
По окончании курса русского языка в X-XI классах учащиеся должны:
·
иметь
представление о связи языка и истории, культуры
русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
·
знать
основные единицы и уровни языка, обладать знаниями по фонетике, лексике,
фразеологии, грамматике, правописанию;
·
знать языковые нормы, уметь анализировать языковые единицы с точки
зрения правильности, точности и уместности их употребления и уметь применять в
практике речевого общения основные нормы
современного русского литературного языка;
·
обладать
орфографической и пунктуационной грамотностью;
·
овладеть
функциональными стилями речи;
·
уметь создавать устные и письменные монологические и
диалогические высказывания различных
типов и жанров в разных сферах общения;
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Русский
язык. 10-11 классы. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А Чешко. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений. Рекомендовано Министерством
образования РФ. - М., Просвещение, 2009 год.
2. CD-ROM . «Орфографический
практикум»
3. CD-ROM . «Тесты по русскому
языку»
4. Презентации уроков
Список литературы
1.Греков
В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы. – М., «Просвещение»,
2009.
2.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000
3. Дейкина
А.Д. Обучение и
воспитание на уроках
русского языка.
4.
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988
5.
Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для
поступающих в вузы.- М., 1994
6.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.
Современный русский язык.–М., 1994.