Пятница, 19.04.2024, 11:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Кучминой Надежды Владимировны

Награды сайта
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Наш опрос
Какие материалы вы хотели бы видеть на этом сайте?
Всего ответов: 822
Мини-чат
Статистика
Рейтинг образовательных сайтов
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

                                                                       Немова Татьяна Ивановна

                                                 Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25» г. Балаково

«…Напряженно вглядываясь в "светлое далеко”, мы не замечаем того, что уже находится под рукой. Интернет как инструмент для реформирования и модернизации школьного образования готов к употреблению и использованию…»   

                                                                         Е. Полатт

Сегодня, практически, все школы РФ подключены к сети Интернет С одной стороны школы удовлетворяют свою потребность приобщения к открытому информационному пространству с помощью сети Интернет, с другой стороны они начинают искать возможности для реализации образовательных целей и задач. Основная же задача современной школы - это развитие личности учащегося, изменений и преобразование его качеств, создание условий для того, чтобы учащийся становился полноправным гражданином мирового информационного сообщества.

 Активное использование школами интернет-ресурсов, телекоммуникационных средств в очном учебном процессе позволяют говорить о внедрении в школы инновационных процессов, с помощью которых в школе происходят изменения различного плана: меняются цели и содержание учебных планов, формы и методы обучения. Какие же инновации могут быть реализованы в школах с помощью Интернет-ресурсов?  Рассмотрим основную составляющую очного учебного процесса - урок. Современный урок предоставляется нам немыслимым без использования Интернет-технологий учащимися, преподавателями, администрации, другими субъектами обучения. Выделим несколько моментов для обозначения целей и задач, ради которых они используются сегодня на современном уроке:

1. Для того чтобы просто использовать эти технологии на уроках. Обычно это происходит на уроках информатики - учащиеся учатся работать с электронной почтой, пользоваться поисковиками и находить информацию в сети интернет для своих рефератов, ответов на вопросы учителя, других задач. Таким образом, учащиеся приобретают основные умения пользователя Интернет, осваивают часть телекоммуникаций для своих нужд.

2. Учитель стремится сделать свой урок необычным, завлекательным, на уроке демонстрируются картинки из Интернета, проигрываются мультимедийные файлы, показывающие извержения вулканов, солнечные затмения и т.п.  Сейчас популярны видео-лекции. За счет Интернет-ресурсов  увеличивается наглядность урока, но в основном это реализация целей учителя, освоившего данные технологии, учащиеся в данном случае не решают своих задач.

3. Более продвинутые учителя, одними из первых освоившие ресурсы сети Интернет, предлагают учащимся на своих уроках решать образовательные задачи, которые ставятся в многочисленных сетевых проектах - исследовательских, поисковых, др. Обычно такие проекты инициируются в рамках проектной формы работы. В данном случае телекоммуникации используются учителями и учениками в основном для решения чужих задач, поставленных руководителями проектов.

4. В настоящее время многие учителя  школ переходят на новую ступень использования Интернет-технологий, вводя в свои учебные планы элементы дистанционного обучения для решения поставленных школой и учащимися образовательных задач.

Дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием информационно-компьютерных технологий помогает школьникам реализовывать собственные образовательные цели, направленные на развитие личности. Ученик имеет возможность обучаться не только в одной очной или дистанционной школе, а сразу в нескольких: приходить на уроки к разным учителям в разные учебные заведения. Координирующую роль в этом случае играет очное или дистанционное учебное заведения, или родители ученика, взявшие на себя право обеспечения его общего среднего образования. Современное дистанционное обучение выполняет функции распределенного в пространстве и во времени образования.

Распределенное образование есть данность для каждого ученика, оно существует объективно, потому что учащийся изначально открыт ко всему миру, об этом говорили и ученые-космисты - открытость всему окружающего миру, а не только сфере классной комнаты. Каждый человек распределяет свое внимание, действие, образование по сегментам окружающего его мира.

Одна из особенностей этой сегментации - дистанционное обучение, при котором распределение образования происходит с помощью Интернет-ресурсов. Интенсивность, емкость, и глубина распределенности во времени и пространстве увеличиваются. Именно поэтому необходимо разработать научно-педагогическое сопровождение распределенного учебного процесса.

   Дистанционные формы обучения, которые можно реализовать с помощью  личного сайта  учителя  https://sites.google.com/site/ucebnyjtrening/ . Такой сайт имеет цель развивать творческий потенциал школьников и педагогов, помогать им самореализоваться в сетевом образовательном пространстве. Стимулирует познавательную деятельность у обучающихся. Что такое современный урок? Любой учитель скажет, что это применение на своих уроках компьютера, демонстрация через графопроектор  мультимедийных презентаций, демонстрация картинок и изображений,  взятых из Интернета, да,  на первых порах обучающимся было интересно, но сейчас для них создать собственную презентацию по теме  ни чего не стоит – легко и просто, накачать картинок с Интернета – да без проблем. Что можно сейчас наблюдать на уроках? Спад интереса к учебному процессу. Учитель постоянно должен заботиться о том, что бы урок был интересным и захватывающим. Что бы привлечь внимание и интерес на элективных курсах по информатике   в 10 классе  в качестве эксперимента я разработала собственный сайт с использованием Google  инструментов и назвала его «Учебный тренинг»   на котором ученики в любое время могут изучать и применять  на других уроках полученные знания по социальным севисам Интернета. И было замечено мною, что большинство обучающихся заинтересовались новыми познаниями ресурсов Интернета, что Интернет это ни только игровые порталы , аська и контакты, а это и Googldocs, блоги, плейкасты, ЖЖ и т.д. Откуда он всё это узнает? На урок информатики в школе отведен 1 час в неделю, где учитель, строго должен пройти намеченный учебный план, он просто, в силу ограниченности времени, не сможет познакомить учеников с возможностями Интернета и применения этих знаний на других уроках. И поэтому мною разработанный сетевой тренинг увлёк моих учеников. Я вспоминаю, в прошлом году мой ученик, Чирков Анатолий, приходил на мои уроки, но ни чего не выполнял, в этом году я его не узнаю! В «Учебном тренинге» он самый активный участник и если посмотреть его страничку, то можете убедиться сами. В комментариях участники тренинга отображают рефлексию по этапам выполнения заданий, где они делятся своими впечатлениями от полученных новых знаний.

Но можно и наблюдать и обратную тенденцию в сетевом тренинге, некоторые странички пусты это говорит о том, что некоторым ученикам такая форма познания сложная или не востребована. Отсюда можно сделать тоже положительные выводы. Сетевой тренинг выявляет интересы у обучающихся, а это то же немаловажный момент в обучении. Но  для   большинства учащихся сетевые ресурсы - информационное поле для познания.

 Школьники становятся заинтересованными в развитии собственного образования. Выполняя  задания дистанционных заданий, они решают реальные научные проблемы, выдвигают собственные версии и гипотезы причин тех или иных явлений в предметных областях, создают творческую продукцию, актуальную для их жизни. В результате стимулируется и развитие новых умений школьников: ставить личностно-значимые цели, создавать практико-ориентированный образовательный продукт, управлять процессом организации своей учебной деятельности, осваивать образовательное Интернет-пространство через разные формы коммуникаций с другими субъектами распределенного обучения.

Подведём итоги: Мотивы использования  школьниками Интернета?  Конечно, это:

1.     Получение информации по многим темам,

2.     Постоянное обновление предоставляемых данных,

3.     Возможность виртуальных путешествий по музеям, городам, зарубежным странам.

4.     Перспектива участия в глобальных детских сетевых проектах

5.      Интерактивный режим общения со своими сверстниками.

Но как можно использовать Интернет в образовательных целях: при организации уроков, для повышения мотивации школьников к обучению, для профессионального развития педагогов?

В первую очередь определим выгоду использования ресурсов Интернет в школах:

1.     Доступ ко всем ресурсам (как к инструменту для создания уроков).

2.     Доступ к исследованию ресурсов (для достижения образовательных целей).

3.     Регулярный характер содействия обучению.

4.     Совершенствование общения и интеллектуального обмена.

5.     Обеспечение существующим мировым опытом и навыками.

6.     Интернет — как забавное, увлекательное обучение (игровой элемент).

Что определяет необходимость образовательных Интернет-ресурсов?

1.     Доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках.

2.     Сотрудничество с людьми всего мира. Обмен профессиональной информацией с коллегами или специалистами экспертами в других странах.

Что предлагает Интернет в помощь образовательной деятельности?

1.     Уроки в режиме on-line.

2.     Ресурсы для учителей.

3.     Ресурсы для школьников.

4.     Проекты online.

5.     WebQuests.

Таблица значимости интернет - уроков

Значимость (ценность)  Интернет - уроков для школьников.

Значимость (ценность) Интернет - уроков для учителей.

  1. Обучение и работа в классе в командах. Сотрудничество помогает в решении проблем.
  2. Работа в школьных группах вне класса.
  3. Формирование мыслительных навыков высшего уровня (предполагаемый анализ информации и создание собственного интеллектуального продукта).
  4. Возрастание информационной грамотности учащихся.

 

  1. Знакомство с профессиональной информацией.
  2. Использование планов уроков, on-line курсов, Web-сайтов.
  3. Обмен информацией с коллегами и специалистами - экспертами из других стран.
  4. Объединение профессиональных ресурсов для решения общих задач.

 

Общие рекомендации педагогам, решившим использовать Интернет-ресурсы.

1. Определить четкий перечень работ, которые будут делать ученики.

2. Использовать традиционные ресурсы в ваших уроках так же, как  и Интернет - материалы.

3.Использовать печатные материалы и поисковые инструменты on-line .

4. Посмотреть некоторые уроки для примера, изучить имеющийся опыт.

Примерная схема:

1. Педагог планирует свои уроки с привлечением ресурсов Интернет. Необходимо выбрать курсы, темы, при изучении которых, Интернет-ресурсы органичнее всего впишутся в процесс обучения и, соответственно, будет достигнут максимальный образовательный эффект.

2. Учителю необходимо предварительно найти самые лучшие ресурсы и составить для детей список Webов, с которыми им надо познакомиться, выполняя задание учителя.

3. Учитель, объяснив определенную тему, дает задание школьникам. Для его выполнения детям необходимо обратиться к учительскому списку Webов, познакомиться с Интернет-ресурсами. Предварительно учителю необходимо определить сложность заданий, их объем, величину школьных групп (возможна и индивидуальная работа ученика). Существенно, чтобы найденная в Сети информация отсутствовала в традиционных источниках. Очень важным на этом этапе видится помощь педагога ученику в оценке информации.

4. Школьники должны публично представить выполненные задания. Общеизвестно, что лучше всего понимается и запоминается материал, когда его объясняют друг другу. Объем и форму рассказа педагог определит индивидуально.

5. Видится очень важным отслеживание результатов эффективности обучения с привлечением Интернет-ресурсов, мониторинг такой образовательной работы.

Литература:

1.http://www.rhsweb.org/intro

2.http://www.schoollink.org/twin.
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024