Суббота, 27.04.2024, 02:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Кучминой Надежды Владимировны

Награды сайта
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Наш опрос
Какие материалы вы хотели бы видеть на этом сайте?
Всего ответов: 822
Мини-чат
Статистика
Рейтинг образовательных сайтов
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

«Русский язык. Базовый уровень». 10-11 классы. О.М.Александрова, Л.М.Рыбченкова

Основное содержание программы «Русский язык. Базовый уровень»  ( к учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»)

10 класс

( 32часа)

 

 Общие сведения о языке  (2час)

Русский язык в Российской Федерации.

Русский язык сегодня. Проблемы «экологии языка».

Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык в кругу языков народов России. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ ЯЗЫКА (11час)

Культура речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

  Языковая норма и ее основные особенности.   Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

Понятие о системе языка, его уровнях и единицах, взаимосвязях и отношениях единиц языка разных уровней. Совершенствование умений опознавать, анализировать и классифицировать факты языка разных уровней. Разборы языковых единиц разных уровней.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические)  нормы. Роль орфоэпии в устном общении.

       Лексические нормы. Употребление  слова в строгом со­ответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения.

Лексика, обозначающая предметы и явления  традиционного русского быта; историзмы;  фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.

 Синонимы и речевая культура. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

 Нарушения лексических норм, характерные для современной речи.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова.

  Нормативное построение словосочетаний по типу со­гласования, управления. Правильное употребление пред­логов в составе словосочетаний.

 Орфографические нормы.   Разделы русской орфографии и  основные принципы написания.

 Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями.

 Синонимия грамматических форм и их стилистиче­ские и смысловые возможности.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации.

      Типичные речевые нарушения грамматических норм.

            Нормативные словари    современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию. Использование нормативных словарей русского языка.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

   КУЛЬТУРА РЕЧИ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (16 час)

Язык и речь.       Речь устная  и письменная.

Текст и его место в системе   языка и речи.

Речевое общение как  форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты. Невербальные средства общения.(3 час.)

КУЛЬТУРА РЕЧИ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА (1 час.)

     Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

 

Культура разговорной речи. (2 час.) Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические  особенности разговорной речи. Невербальные средства общения.   Говорение. Культура разговорной речи.  Совершенствование умений вести беседу, разговор, спор умений рассказать об увиденном, услышанном, прочитанном в ситуациях повседневного обиходно-бытового общения.

Культура научной (учебно-научной) речи (10 час)

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Интернациональная терминология как результат взаимодействия национальных культур. 

Разновидности научного  стиля:  учебно-научный, научно-популярный. Их особенности. 

Основные жанры научного (учебно-научного) стиля. Структура текстов разных жанров.

Лингвистический анализ текстов научного (учебно-научного) стиля.

 

Слушание (аудирование) научных и учебно-научных текстов. Совершенствование умений  восприятия  устной научной речи (монологической). Развитие умений написания конспектов лекции.

Чтение. Изучающее чтение  научной, научно-популярной статьи. Просмотровое и ознакомительное чтение справочной литературы, энциклопедий, научно-популярной литературы.

Письмо. Написание доклада, реферата по учебно-научной проблеме, теме.

Редактирование. Использование синонимических замен как один из способов редактирования.

Информационная переработка научных и учебно-научных текстов. Написание аннотаций, рефератов, конспектов, тезисов.

Развитие языковой рефлексии по отношению к собственной речи в учебно-научной сфере общения, а также умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания с точки  зрения языкового оформления и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Применение орфографических и пунктуационных норм при  создании и воспроизведении текстов   научного  стиля.

 

ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ ГОДА (3ЧАСА)

 

            На протяжении всего курса русского языка в целом и в 10 классе в частности предусматривается работа над орфоэпическими, орфографическими и пунктуационными нормами. При изучении научного (учебно-научного) и официально-делового стилей необходимо внимание уделять и данным аспектам языковой нормы. Работа по  орфоэпии, орфографии и пунктуации проводится попутно, с привлечением тренировочных тестов (как на бумажных, так и на электронных носителях). 

Материал для сопутствующего повторения и обобщения

 

Орфоэпия. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, не­которых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке.  Допустимые варианты произношения и ударения. Типичные ошибки в произношении и ударении.

 

            Орфография. Правописание морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов.

               Пунктуация. Знаки препинания в конце предложений. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

 

 

 

11 класс

(31 час)

Общие сведения о языке (1 час)

Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры.

Культура речи. Функциональные разновидности языка

Публицистический стиль (8 час), сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

Основные жанры публицистического стиля: заметка, репортаж, интервью, статья, корреспонденция, рецензия,  очерк.

Лингвистический анализ текстов публицистического стиля. Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач.

Совершенствование умений слушания (аудирования) текстов массовой коммуникации.

Культура публичной речи.  Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.  

Говорение. Совершенствование умений выступать публично в ситуациях социально-культурного, учебно-научного и официально-делового общения. Выбор языковых средств  оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Учебно-речевая практика участия в диспутах и дискуссиях.

Чтение.   Изучающее чтение текстов массовой коммуникации различных жанров. Просмотровое, ознакомительное, ознакомительно-реферативное чтение текстов массовой коммуникации определенной тематики, интересующей учащегося.

Письмо. Письменное изложение прослушанного текста публицистического стиля. Написание тезисов выступления, доклада; написание рецензии.

Культура официально-деловой речи (4 час.)

            Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение.

 Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические  особенности делового стиля.

Структура официально-деловых текстов разных жанров. Формы деловых документов.

Лингвистический анализ текстов официально-делового стиля.

 Письмо. Написание  заявления, доверенности, расписки, резюме, делового письма, объявления. Особенности составления делового письма, объявления на электронном носителе (электронная почта).

Редактирование собственных текстов официально-делового характера.

Развитие языковой рефлексии по отношению к собственной речи в  официально-деловой сфере общения, а также умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания с точки  зрения языкового оформления и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Применение орфографических и пунктуационных норм при  создании и воспроизведении текстов официально- делового  стиля.

 

Язык художественной литературы (12 час) и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также  языковых средств других функциональных разновидностей языка. 

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов художественного произведения.

            Источники богатства и выразительности русской речи. Общее представление о тропах  и стилистических фигурах, их использовании мастерами русского слова. Синонимия как источник средств художественной выразительности.

            Индивидуально-авторский стиль писателя.

            Повседневный, обиходный, «практический» язык и язык  художественной литературы, поэтический язык.

            Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм (В.Г.Белинский, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов, Н.М.Шанский).

            Анализ текста художественного произведения – прозаического, стихотворного (произведения малой формы или отрывка из произведения крупной формы).

 

Повторение (3 час) основных видов норм русского литературного языка: орфоэпических, лексических, стилистических и грамматических (морфологических и синтаксических).

 

Материал для сопутствующего повторения

Орфоэпия. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, не­которых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке.  Допустимые варианты произношения и ударения. Типичные ошибки в произношении и ударении.

Орфография. Правописание морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов.

  Пунктуация. Знаки препинания в конце предложений. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024