1. В критериях оценивания орфографии и пунктуации теперь максимальный балл – 3. Это сделано для того, чтобы увеличить люфт (ширину шага) между сильными и слабыми учениками.
2. Изменилась формулировка к части С так, чтобы нацелить их на правильную работу с аргументами: «ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, на личный опыт».
3. Комментарий к проблеме текста может быть разбросан по всему тексту. Право автора сочинения. Не запрещается критериями. Не снижать.
4. Комментарий может состоять из одного, но емкого предложения и не выделяться в отдельный абзац. В критериях ничего не говорится о больших и маленьких комментариях, о полных и неполных!!!
5. В комментарии можно ссылаться на номера предложений и не цитировать. За это оценка не снижается.
6. Желательно (не обязательно) формулировать главную проблему текста, иначе могут появиться трудности с подбором литературных аргументов.
7. Нужна формулировка темы точная, краткая. Это поможет перейти к комментарию и выявлению авторской позиции.
8. Следить за объемом работы: не менее 150 и не надо больше 300 слов. Считать все слова (и предлоги, и союзы).
9. Стремиться к разнообразию синтаксических конструкций.
10. Если в достойном аргументе не указан автор, можно засчитать как 2 балла.
11. Если придумано произведение и его автор – 1балл за жизненный опыт. НО…обязательно снять за фактическую неточность. Справедливое наказание хитрецу.
Все об аргументах.
Аргументы литературные – сильные, аргументы из личного опыта – слабые.
1. 1 сильный аргумент + 1 слабый аргумент=3 балла.
2. Два сильных аргумента приветствуются.
3. Один автор, разные произведения=2 аргумента.
4. Один автор, герои одного произведения=1 аргумент.
5. Мемуары, воспоминания известных людей = литературный аргумент.
6. «Письма…» Д. Лихачева = литературный аргумент.
7. Библия = литературный аргумент.
8. УНТ литературой не является, как лит. аргумент не засчитывается.
9. Авторская сказка = литературный аргумент. Могут засчитать и народную, если глубокий и серьезный подход.
10. Использовать произведения зарубежной литературы можно.
11. Использовать публицистику известных журналистов можно – лит. аргумент. Если имя неизвестное, проверяют через компьютер. Важна глубина анализа.
12. Максимальный балл за часть С = 23 балла.