Для решения тестовых заданий с кратким ответом по литературе нужно обладать основными знаниями из области теории литературы. В данной статье рассматриваются наиболее часто встречающиеся в КИМах понятия.
Роды литературы: лирика, эпос, драма. Подробнее.
Жанровая система
Жанры литературы
Литературные направления и течения
Сюжет - развитие действия, ход событий в повествовательных, драматических и лирических произведениях.
Конфликт - столкновение между персонажами литературного произведения или между персонажами и средой, героем и обстоятельствами, противоречие внутри сознания героя.
Композиция художественного произведения - одна из формальных сторон литературного произведения: соответствующее расположение деталей в крупных частях текста и их взаимное соотношение.
Кольцевая композиция - такая композиция, при которой автор использует повтор строф (последняя повторяет первую), художественных описаний (произведение начинается и заканчивается пейзажем или интерьером), события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои. Кольцевая композиция встречается как в поэзии, так и в прозе.
Экспозиция (пролог) - изображение расстановки персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно предваряющей развертывание основного сюжетного действия.
Завязка – начало конфликта, составляющего основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения.
Развитие действия - события, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта.
Кульминация - высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией.
Развязка - положение действующих лиц, которое сложилось в художественном произведении в результате развития изображённых в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц.
Эпилог (послесловие) - заключительная часть произведения.
Эпиграф - короткий текст, представляющий собой изречение, точную или измененную цитату, предпосланную автором сочинению или его части. В эпиграфе всегда содержится основная мысль, затем развиваемая в тексте.
Средства создания литературного персонажа
Поступки, действия - поступки персонажей, через которые раскрывается характер героя.
Портрет - изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения.
Пейзаж - изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства в словесно-художественном произведении, выражающее эстетическое отношение к воспроизводимому.
Речь персонажа - внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия.
Интерьер - изображение внутреннего убранства какого-либо помещения. Это один из видов воссоздания предметной среды, окружающей героя.
Деталь (художественная деталь) - выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, части быта, пейзажа, интерьера, портрета, несущая повышенную смысловую нагрузку, характеризующая не только весь предмет, частью которого она является, но и определяющая отношение читателя к нему.
Говорящие фамилии - фамилии, являющиеся частью характеристики персонажа художественного произведения, подчёркивающие наиболее яркую черту характера персонажа.
Психологизм - изображение внутреннего мира героя: его мыслей, переживаний, желаний, эмоциональных состояний и т.п., причем изображение, отличающееся подробностью и глубиной.
Внутренний монолог - речь персонажа в прозаическом произведении, произнесенная «про себя» или «для себя».
Герой - действующее лицо в литературном произведении, художественный образ, отражающий человеческую индивидуальность в жизненной судьбе, поступках, размышлениях о самом себе, других персонажах, об окружающей действительности. По степени и мере участия в ходе описываемых событий, по степени тождественности автору или авторской заинтересованности литературный герой может быть «главным» или «второстепенным».
Персонаж - любое действующее лицо в произведении.
Внесценические персонажи - такие персонажи, которые в произведении упоминаются, но действующими лицами не являются.
Символ - условный, иносказательный образ, имеющий множество значений и обладающий значительной смысловой ёмкостью.
Диалог - разговор между двумя или несколькими лицами в драматическом или прозаическом произведении.
Реплика - небольшое высказывание персонажа, фраза, которую он произносит в ответ на слова другого персонажа.
Монолог - в драматическом произведении - речь действующего лица, обращенная к зрителю или к себе самому; речь персонажа в прозаическом произведении, произнесенная «про себя» или «для себя» (так называемая «внутренняя речь»), или же адресованная другим персонажам; в поэтическом произведении - вставная форма повествования, в которой дается самохарактеристика героя.
Ремарка - указание автора в тексте драматического произведения на поведение героев: их жесты, мимику, интонации, тип речи и паузы, обстановку действия, смысловое подчеркивание тех или иных высказываний.
Стихосложение
Строфа - сочетание стихов (строк), объединенных между собой каким-либо формальным признаком (рифмовкой, количеством и т.п.), который периодически повторяется и составляет ритмико-синтаксическое целое, отделенное от смежных стихосочетаний графически выделенной и заметной на слух паузой.
Онегинская строфа - строфа из 14 стихов (строк) 4-х стопного ямба, в которой представлено особое чередование мужских и женских рифм, специально созданная А.С. Пушкиным для романа «Евгений Онегин». Обычно первое четырехстишие в онегинской строфе дает тему, второе - развитие этой темы, третье - кульминацию, двустишие - концовку. Такое сложное построение делает онегинскую строфу своеобразным «стихотворением в стихотворении».
Рифма - созвучие концов стихотворных строк.
парная рифма - рифмуются 1 и 2 строки, 3 и 4 (образуют 2 пары строк).
кольцевая рифма - рифмуются 1и 4 строки, 2 и 3 (образуют 2 кольца).
перекрёстная рифма - рифмуются 1 и 3 строки, 2 и 4 (при графическом выделении видим 2 перекрещивающиеся дуги).
мужская рифма - разновидность рифмы, при которой ударение падает на последний слог рифмующихся слов:
Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
Мое оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил.
женская рифма - разновидность рифмы, при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов:
Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился, поля опустели.
дактилическая рифма - разновидность рифмы, при которой ударение падает третий от конца слог рифмующихся слов:
По вечерам над ресторанами
Вечерний воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными,
Весенний и тлетворный дух.
Стопа - основная единица стиха, представляющая собой группу слогов, состоящую из одного ударного и одного или двух или нескольких безударных; их повторение определяет размер стиха; в конце строки (стиха) стопа нередко остается неполной. По количеству слогов стопа делится на дву-, трех- и четырехсложную.
Двусложные размеры:
ямб - размер, образуемый стопами из двух слогов, где ударный слог следует за безударным (первый безударный!)
хорей - размер, образуемый стопами из двух слогов, где безударный слог следует за ударным (первый ударный!)
Запоминаем так: ямб - хорей, водА - вОды.
Трёхсложные размеры:
дактиль - размер, образуемый стопами из трёх слогов, где ударный слог первый.
амфибрахий - размер, образуемый стопами из трёх слогов, где ударный слог второй.
анапест - размер, образуемый стопами из трёх слогов, где ударный слог третий.
Запоминаем так: дактиль - амфибрахий - анапест, зОлото - желЕзо - серебрО.
Средства выразительности речи, наиболее часто встречающиеся в КИМах
Использованный ресурс: Словарь литературных терминов
|