I.
Оргмомент (проверка готовности к
уроку).
II.
Вступительное
слово учителя.
Сегодня на уроке мы будем анализировать роман
Е.И.Замятина «Мы», попробуем разобраться в проблематике произведения, определим
его жанр.
"Настоящая литература может быть только
там, где её делают не исполнительные и благонадёжные чиновники, а безумцы,
еретики, отшельники, мечтатели, бунтари, скептики," - писал в 1921г. русский писатель Е.И. Замятин.
Он был "неудобным писателем"
«Я знаю, что у меня есть очень неудобная
привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется
правдой»
Правда Замятина оказалась невостребованной
вплоть до 80 гг. XX века. Роман был написан в 1920 году, но вопросы, поднятые художником слова,
волнуют нас и сегодня.
Но сначала несколько слов о
самом писателе. Таня подготовила для нас сообщение о жизни и судьбе Е.Замятина.
III.
Выступление с опорой на презентацию заранее
подготовленной ученицы.
(см.Приложение 1)
IV.
Определение жанра произведения.
- Итак, роман был написан в 1920
г., а издан в России только в 1988 году.
- О чём же этот роман? Почему так долго не мог быть издан? (Выслушиваются все ответы обучающихся)
- С древнейших времен люди мечтали, что когда-нибудь придет время, когда между
человеком и миром наступит полная гармония и все будут счастливы. Эта мечта в
литературе отразилась в жанре утопии (слайд №2 и далее см.Приложение 2)
(основоположник жанра – Т.Мор). Авторы утопических произведений рисовали жизнь
с идеальным государственным устройством, социальной справедливостью (всеобщим
равенством). Построить общество всеобщего счастья представлялось делом
несложным. Философы утверждали, что достаточно разумно структурировать
несовершенный порядок, все расставить по своим местам - и вот вам земной рай,
который совершеннее небесного.
- Как вы считаете, можно ли считать роман «Мы» утопией? (Выслушиваются без комментариев все ответы)
- Антиутопия (слайд №3) - жанр,
который еще называют негативной утопией. Это изображение такого возможного
будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться за судьбу
человечества, за душу отдельного человека.
- Или это всё-таки антиутопия? (…) (слайд №4)
V. Проблематика
романа.
- Итак, каково же
мироустройство Единого Государства? Кто или что руководит всеобщим счастьем? (составление кластера в сервисе Mindmeister (переход по ссылке со слайда).
(Предполагаемые ответы: XXXI
век, «математически безошибочное счастье»: сытость, покой, занятия по
способностям, полное удовлетворение всех физических потребностей; Законы
Часовой Скрижали регулируют жизнь людей: одинаковая форма; одновременно
просыпаются, подносят ложки ко рту; по четыре нумера в ряд гуляют; в
определенное время любят друг друга, любовь регулируется "розовыми
талонами”; всякие собственные чувства и предпочтения запрещены; нарушителей
закона Благодетель накажет, нет имён (имя – это то, что отличает); даже
природные стихии подчиняются: ни облачка, равномерный свет). (см.
Приложение 3)
- Каково искусство в XXXI веке? Чему оно служит? (Предполагаемый ответ: Искусство не отвергнуто, но лишено
"постылой свободы". Искусство призвано всеми формами воздействовать
на массы, приучая их к единомыслию) – (слайд №5)
- Итак, единомыслие, всеобщее счастье под контролем Государства… Тотальный
контроль… Что значит тотальный? А тоталитарный? (Слайд №6)
Счастлив человек в таком государстве, где каждый шаг контролируют, чтобы он не
сбивался с пути к своему счастью? Посмотрите, как заботятся о его здоровье,
например: строгий режим, на небе ни облачка…
VI .
Физкультминутка.
- Сейчас я прошу вас
представить себя гражданами Единого государства. А чтобы легче вам было вжиться
в образ, давайте с вами «прогуляемся»: по трое в ряд (по четверо условия
кабинета не позволяют), под марш музыкального завода (звучит музыка в стиле техно), славящего «наше» Государство. Мы все
одинаковые, одинаково маршируем, все одновременно повернули голову - посмотрели
направо – маршируем - посмотрели налево – маршируем.
- Достаточно вжились в роль?
У меня новость: к нам прибыл репортёр «из
древности», из 2011 года. Очень странно, но у репортёра есть имя, её зовут
Дарья (заранее подготовленная ученица берёт интервью – см. Приложение 4)
Вывод: Жизнь в подобном государстве ведет к
утрате личности, отказу от отцовства и материнства, природа изгнана за пределы
государства.
- Какова формула счастья, просчитанная в Едином Государстве? (слайд №7)
- Строительство Интеграла в романе имеет определенную цель:
"проинтегрировать бесконечное уравнение вселенной", чтобы весь мир
сделать Единым Государством и таким образом навсегда избавиться от внешних
врагов. Но если вселенная бесконечна, значит, все усилия Нумеров не имеют
никакого смысла, потому что вселенную невозможно проинтегрировать, а
следовательно, у Единого Государства всегда будет внешний враг и возможность
его свержения.
VII. Групповая работа.
- Как ни обезличены граждане Единого Государства, но давайте всё же рассмотрим
отдельно персонажей романа. (см. Приложение 5)
I группа – Образ Благодетеля (слайд №8)
- Кто такой Благодетель?
- Почему ему так же, как и культу "МЫ”, поклоняются?
- Как происходит управление Государством?
- Что было первичным: тиран-Благодетель поработил общество или общество
обезличенных МЫ создало себе КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ Благодетеля?
(Предполагаемый ответ группы: Во
главе Единого Государства стоит некто, именуемый Благодетелем, которого
ежегодно переизбирают всем населением, как правило, единогласно. Руководящий
принцип Государства состоит в том, что счастье и свобода несовместимы. Человек
был счастлив в саду Эдема, но в безрассудстве своем потребовал свободы и за то
был изгнан из Рая. Теперь Единое
Государство вновь даровало ему счастье, лишив свободы.)
- Итак, в Едином государстве стремятся к стопроцентному счастью. Все как будто
счастливы… Но чем оплачено это «стопроцентное счастье»? (… )
- Почему находятся безумцы, бунтующие против своего счастья?
II группа – образ D – 503
Рассмотрите образ D – 503 на протяжении всего романа. Эволюционирует ли он?
(Предполагаемый ответ группы: от
осознания себя микробом - к ощущению целой вселенной внутри себя. Поэтому
конфликт не только с Единым Государством, но и с самим собой. Ощущение болезни
и нежелание выздоравливать, осознание долга перед обществом и любовь к
I-330, рассудок и душа, сухая математическая логика и непредсказуемая
человеческая природа – всё бунтует в герое).
III группа – образ I – 330 (слайд №9)
Портрет, характер.
- Какова её роль в романе?
(Предполагаемый ответ группы: Главная
деталь I-330 в восприятии героя - икс, который образуется складками возле
рта и бровями; икс для математика – символ неизвестного. Так на смену ясности
приходит неизвестность, на смену радостной цельности – мучительная
раздвоенность: "Было два меня. Один я – прежний, Д-503, нумер Д-503, а
другой… Раньше он только высовывал свои лохматые лапы из скорлупы, а теперь
вылезал весь, скорлупа трещала, вот сейчас разлетится в куски и… и что
тогда?" (запись 10-я) . Раздваивается и восприятие мира.)
VIII.
Беседа.
- Таким образом, Единому Государству, его, мягко говоря, странной логике в
романе противостоит человеческая душа, то есть способность любить,
страдать. Та душа, которая и делает человека человеком. Единое Государство всё
же не смогло убить в человеке его природу, его духовное, эмоциональное. Почему,
как вы думаете? (Выслушиваются без
комментариев все ответы учеников)
- Расскажите о Великой катастрофе. (Предполагаемый
ответ: В день Единогласия, неожиданно нашлись нумера, проголосовавшие
против продолжения данной власти Благодетеля. Это стало началом пути граждан
Единого Государства в неизвестность, когда был сделан вполне закономерный шаг
из знакомого уже герою Древнего Дома за Зеленую Стену - в неправильный
мир природной иррациональности).
- Что же было там, за зелёной стеной? Каковы ощущения героя? (Предполагаемый ответ: потрясение от
нестерпимо яркого солнца (не равномерно распределенного света!),
потрясение слуха (нестройный шепот,
шорох, щебетание) и осязания (не плоскость, а неправильно упруго-мягкая, живая,
зеленая поверхность. D ослеплён и оглушён.- слайд №10)
- Что изменилось там, за Стеной в мироощущении героя? (Предполагаемый ответ: Д стал вождем - всего на один день,
и осознание собственной значимости не было полным, но Д увидел, что
с точки зрения Единого Государства он - часть целого, "нумер" Д-503,
а за Зеленой Стеной - Строитель Интеграла и совершенно свободен. А главное - у
него есть выбор, которого раньше никогда не было и быть не могло.)
- Какое разочарование постигло героя
за Зелёной стеной? (Предполагаемый
ответ: «они» преклоняются перед мощью творения Единого
Государства - Интеграла. Борцы против "дивного нового мира",
разделяют философию этого мира. Д-503 им нужен для воплощения их собственной
(пока еще абстрактной) идеи - в свою очередь покорить мир с помощью Интеграла,
предложив ему свои условия. Свободная личность никому не нужна!)
- Каков финал романа? (Предполагаемый
ответ: Организован специальный нервный центр по борьбе с фантазией,
где рентгеновским облучением лечат фантазии. Д-503 оперируют, после
чего он легко совершает то, что он всегда считал своим долгом: выдаёт
сообщников и спокойно наблюдает, как пытают I-330 под стеклянным колпаком,
откачивая воздух. Она все-таки не сказала ни слова. Другие,
приведенные вместе с ней, оказались «честнее»: многие стали говорить с первого
же раза. Всех их казнят Машиной благодетеля – гильотиной.)
- Каковы мысли героя в последних строках романа? (Находим в тексте: на поперечном, 40-м проспекте удалось
сконструировать временную Стену из высоковольтных волн. И я надеюсь - мы
победим. Больше: я уверен -мы победим. Потому что разум должен победить).
-
Как вы полагаете, это оптимистичный финал или пессимистичный? (...)
-
Вернёмся ещё раз к вопросу жанра: что же это, утопия или антиутопия? Почему
Замятин обращается к жанру антиутопии? (Вспомните, в какой исторический момент
развития нашего общества был написан роман).
IX. Рефлексия.
- Роман Замятина – антиутопия. О чём же предупреждает нас писатель? (Предполагаемый ответ: О том, что
случится с обществом, если оно будет уничтожать в людях личностное,
индивидуальное и превращать в песчинки, в "нумера").
- Почему Е.Замятин обращается
к проблеме утраты личности? Как это связано с временем написания романа?
- Напишите синквейн на темы «Единое Государство» и «Роман
«Мы» (по вариантам).
(Несколько синквейнов ученики
зачитывают по желанию – см. Приложение 6 )
X. Домашнее задание: Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» перечитать,
выявить общее в проблематике романов Е.Замятина «Мы» и М.Булгакова «Мастер и
Маргарита».
Индивидуальные задания: 1.
М.Булгаков. Жизнь и судьба.
2. История создания романа «Мастер и
Маргарита».
XI.
Выставление и комментирование отметок.
|