I. Слово учителя. Сегодня
наш разговор о любви. Это вечная тема, и она продолжает волновать
людей, особенно великих мастеров слова, композиторов, художников. Эта
тема поднималась и в древнерусской литературе, в народном творчестве.
Зачином одной из былин стали слова: На святой Руси о большой любви Много сказано, да не все еще пересказано… И
эти слова справедливы. О ней, о большой любви, не перестанут мечтать,
говорить, сочинять стихи никогда. Любовь - это высокое чувство, которое
облагораживает, возвышает человека и ведет по жизни. Но какой она бывает разной… Она бывает слепой, когда человек не видит в любимом то, что должно насторожить. Она бывает большой и настоящей, когда рядом с тобой по жизни идет человек, тоже любящий, и это составляет совместное счастье. Она
бывает и трагичной, когда человек, потерявший любимого, потом через всю
жизнь несет крест вины по несостоявшемуся счастью и живет памятью о
былом. Любовная
лирика поэта уникальна: посвящена только одной женщине - Марии Лазич -
той, которую поэт безвозвратно потерял. Эта любовь была трагичной. (сл.2). -
Что еще можно добавить к сказанному? Девушка не ожидала такого поступка
от А. Фета. Она была уязвлена в самое сердце, где до сих пор жила
настоящая, большая любовь, жертвенная, искренняя, чистая. Внешне она не
выдала чувств девушки оскорбленной и униженной. И надо отдать ей должное
в том, как высоко она несла чувство собственного достоинства. Она не
высказала Фету ни слова упрека, просто посмотрела на него большими,
удивленными, широко раскрытыми глазами и тихо проговорила: « А я и не
требовала ничего, кроме дружбы. Давайте дружить дальше», а щемящая боль,
словно молния, пронзила ее всю. Несмотря
на предложение дружбы девушка стала затворницей, почти никуда не
выходила и не выезжала. Свое горе старалась забыть в занятиях музыкой с
племянницей и в чтении книг. Она была хорошим знатоком народного
творчества. Почему-то в эти горестные дни она обратилась к народным
песням. Девушка так страдала, что не могла найти себе места и утешения ни в чем. В последнее время она даже прибегла к сигаре. -
Сестра М. Лазич вспоминает, что в тот скорбный день Мария лежала на
диване в роскошном кисейном платье и читала сборник народных песен.
Непотушенная спичка упала не на пол, а на подол свесившегося с дивана
платья. Пламя быстро распространялось. Девушка, растерявшись, бросилась
на балкон. Порывы ветра еще больше раздували огонь. Мария стала
задыхаться в дыму и пламени. Она погибла. Как только Фет узнал об этой трагедии, он нечеловечески страдал. - Как же это отражено в стихотворениях поэта? II. Аналитическое чтение стихотворений. 1. « Ты отстрадала, я еще страдаю…» ( сл. 3. чтение стихотворения). - Каким мы увидели лирического героя? - Какова тема и идея данного стихотворения? 2. « На заре ты её не буди». После
случившейся трагедии в стихах Фета зазвучал мотив грусти, одиночества,
смерти. Более половины стихов о любви проникнуты этими мотивами. У
многих может сложиться мнение, что вся любовная лирика Фета окрашена
грустной тональностью. Но это не так. В памяти поэта оживали и
счастливые мгновения его любви, и их он тоже отражал в своих стихах.
Примером этого может служить стихотворение « На заре ты её не буди», На
слова этого произведения композитор Варламов написал романс (сл.4). -Что ценит лирический герой в своей возлюбленной? Какой мы увидели ее? 3. «Шепот. Робкое дыхание…». Одно из самых известных стихотворений Фета - «Шепот. Робкое дыхание…». (сл.5) - Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста? -
Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность
описаний? Можно ли говорить о фрагментарности, случайности чувства или
оно целостно? - Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения? - Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы. -
Как краски и звуки помогают понять чувства лирического "я"? Почему в
первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека
воспринимается, в основном, на слух, а во второй строфе - зрительно? -
Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в
ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета? - Почему венец любовного свидания - слезы, а в мире природы - заря? Почему слово "заря" повторяется дважды? - Попробуйте начертить график эмоциональной волны данного стихотворения. (где доминанта эмоциональной волны?) III. Итог урока. - За окном ХХI век. Жизнь не стоит на месте. Всё меняется. Только чувства любви все такие же: у кого-то взаимные, у кого-то безответные. Но любовь приходит к каждому. Она все так же волнует человеческие сердца. О ней пишут, ее воспевают… (сл.6) Звучит песня И.Слуцкого в исполнении А.Маршала «Вот и я»). - О чем заставила вас задуматься любовная лирика А.Фета? IV. Д/З: Выучить наизусть стихотворение Фета «Шепот. Робкое дыхание…». |