Понедельник, 29.04.2024, 16:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Кучминой Надежды Владимировны

Награды сайта
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Наш опрос
Какие материалы вы хотели бы видеть на этом сайте?
Всего ответов: 822
Мини-чат
Статистика
Рейтинг образовательных сайтов
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Литература

Любовная лирика А.А.Фета
[ · Скачать удаленно () ] 04.08.2013, 19:26

I.                   Слово учителя.

Сегодня наш разговор о любви. Это вечная тема, и она продолжает волновать людей, особенно великих мастеров слова, композиторов, художников. Эта тема поднималась и в древнерусской литературе, в народном творчестве. Зачином одной из былин стали слова:

                             На святой Руси о большой любви

                             Много сказано, да не все еще пересказано…

И эти слова справедливы. О ней, о большой любви, не перестанут мечтать, говорить, сочинять стихи никогда. Любовь - это высокое чувство, которое облагораживает, возвышает человека и ведет по жизни.

Но какой она бывает разной… Она бывает слепой, когда человек не видит в любимом то, что должно насторожить. Она бывает большой и настоящей, когда рядом с тобой по жизни идет человек, тоже любящий, и это составляет совместное счастье.

Она бывает и трагичной, когда человек, потерявший любимого, потом через всю жизнь несет крест вины по несостоявшемуся счастью и живет памятью о былом.

Любовная лирика поэта уникальна: посвящена только одной женщине - Марии Лазич - той, которую поэт безвозвратно потерял. Эта любовь была трагичной. (сл.2).

- Что еще можно добавить к сказанному? Девушка не ожидала такого поступка от А. Фета. Она была уязвлена в самое сердце, где до сих пор жила настоящая, большая любовь, жертвенная, искренняя, чистая. Внешне она не выдала чувств девушки оскорбленной и униженной. И надо отдать ей должное в том, как высоко она несла чувство собственного достоинства. Она не высказала Фету ни слова упрека, просто посмотрела на него большими, удивленными, широко раскрытыми глазами и тихо проговорила: « А я и не требовала ничего, кроме дружбы. Давайте дружить дальше», а щемящая боль, словно молния, пронзила ее всю.

Несмотря на предложение дружбы девушка стала затворницей, почти никуда не выходила и не выезжала. Свое горе старалась забыть в занятиях музыкой с племянницей и в чтении книг. Она была хорошим знатоком народного творчества. Почему-то в эти горестные дни она обратилась к народным песням.

Девушка так страдала, что не могла найти себе места и утешения ни в чем. В последнее время она даже прибегла к сигаре.

- Сестра М. Лазич вспоминает, что в тот скорбный день Мария лежала на диване в роскошном кисейном платье и читала сборник народных песен. Непотушенная спичка упала не на пол, а на подол свесившегося с дивана платья. Пламя быстро распространялось. Девушка, растерявшись, бросилась на балкон. Порывы ветра еще больше раздували огонь. Мария стала задыхаться в дыму и пламени. Она погибла.

Как только Фет узнал об этой трагедии, он нечеловечески страдал.

- Как же это отражено в стихотворениях поэта?

II.                Аналитическое чтение стихотворений.

1. « Ты отстрадала, я еще страдаю…» ( сл. 3. чтение стихотворения).

- Каким мы увидели лирического героя?

- Какова тема и идея данного стихотворения?

 

2.      « На заре ты её не буди».

После случившейся трагедии в стихах Фета зазвучал мотив грусти, одиночества, смерти. Более половины стихов о любви проникнуты этими мотивами. У многих может сложиться мнение, что вся любовная лирика Фета окрашена грустной тональностью. Но это не так. В памяти поэта оживали и счастливые мгновения его любви, и их он тоже отражал в своих стихах. Примером этого может служить стихотворение « На заре ты её не буди», На слова этого произведения композитор Варламов написал романс (сл.4).        

-Что ценит лирический герой в своей возлюбленной? Какой мы увидели ее?

3.  «Шепот. Робкое дыхание…».

Одно из самых известных стихотворений Фета - «Шепот. Робкое дыхание…». (сл.5)

Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?

- Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли говорить о фрагментарности, случайности чувства или оно целостно?

- Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?

- Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы.

- Как краски и звуки помогают понять чувства лирического "я"? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимается, в основном, на слух, а во второй строфе - зрительно?

- Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета?

- Почему венец любовного свидания - слезы, а в мире природы - заря? Почему слово "заря" повторяется дважды?

- Попробуйте начертить график эмоциональной волны данного стихотворения. (где доминанта эмоциональной волны?)

 

III.             Итог урока.

- За окном ХХI век. Жизнь не стоит на месте. Всё меняется. Только чувства любви все такие же: у кого-то взаимные, у кого-то  безответные. Но любовь приходит к каждому. Она все так же волнует человеческие сердца. О ней пишут, ее воспевают… (сл.6) Звучит песня И.Слуцкого в исполнении А.Маршала «Вот и я»).

- О чем заставила вас задуматься любовная лирика А.Фета?

IV.              Д/З: Выучить наизусть стихотворение Фета «Шепот. Робкое дыхание…».

Категория: Литература | Добавил: Надежда
Просмотров: 2496 | Загрузок: 409 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Календарь

Copyright MyCorp © 2024