Понедельник, 29.04.2024, 13:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Кучминой Надежды Владимировны

Награды сайта
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Наш опрос
Какие материалы вы хотели бы видеть на этом сайте?
Всего ответов: 822
Мини-чат
Статистика
Рейтинг образовательных сайтов
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Литература

Процесс разрушения семьи в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».
[ · Скачать удаленно () ] 04.08.2013, 19:31

«По-родственному». Процесс разрушения семьи в романе «Господа Головлёвы».

I.                   Работа по теме урока. 

Дома вы прочитали 2 главы  романа «Господа Головлёвы». Запишите тему урока и оставьте половину страницы для того, чтобы в течение урока записывать туда нравственно-философские понятия, связанные с семьёй Головлёвых.

1.      Отношения в семье Головлёвых.

- На чём строятся отношения между родственниками?

- Как герои относятся друг к другу?

- Можно ли назвать их родными людьми? Иудушка вот всё повторял «по-родственному», то есть, как положено между родными людьми.

 

2.      Групповая работа (4 группы – Арина Петровна, Степан, Анна Владимировна,  Иудушка и Павел – сравнительная характеристика).

- Давайте внимательнее рассмотрим героев романа. Свои наблюдения кратко  занесите в таблицу (сл.2)

 

3.      Отчёт групп 1-2 (сл. 3-4).

(Сл.5)

-Вспомните историю блудного сына. Так ли встретили Степана в родном доме? Где мы с вами уже встречались с этим сюжетом. Как в «Станционном смотрителе обыгран этот сюжет? Простил бы Самсон Вырин свою дочь, если бы она не опоздала приехать?)

 

Отчёт групп 3-4 (сл. 6-8)

 

 

4.      Причины распада семьи Головлёвых.

- Мы с вами рассмотрели персонажей романа, отношения в семье Головлёвых. Почему же, по-вашему, разрушается семья?

- А Салтыков-Щедрин как это объясняет? Найдите по тексту. (нет никаких чувств, кроме ненависти, жажды стяжательства, накопительства. Все самые сильные переживания Арины Петровны, например, связаны с тем временем, когда она занималась приобретательством. А в отношении детей – нет ничего).

- Вы правильно заметили: вещи дороже детей. Все лучшие моменты жизни любой женщины-матери связаны с рождением, воспитанием детей. Здесь же мы видим совершенно не интересующуюся родными детьми женщину. Все чувства в ней,  если когда и были (да и были ли?) словно умерли.

-  Где мы уже сталкивались с омертвением людей?  Какой писатель уже показал нам поразительно яркую галерею помещиков, окостеневших в своих раковинах-имениях? (Гоголь «Мёртвые души»)

- С кем бы из помещиков поэмы «Мёртвые души» вы могли сопоставить Арину Петровну Головлёву? (Коробочка, отчасти и Плюшкин – плесень, недоедание).

- Скажите, а есть ли  в Арине Петровне какие-нибудь положительные черты? Что её отличало от всех остальных представителей семейства Головлёвых? (единственный активный, способный на что-либо член этого семейства)

 

5. Творческое задание по группам.

1группа - Написать «Похвальное слово» Арине Петровне как единственному активному и жизнеспособному члену головлёвского семейства.

2 -3 группы – синквейны «Семья» (моё представление) «Семья Головлёвых» (сл.9)

 

II.                  Итоги.

В начале урока я просила вас записать нравственно-философские понятия, связанные с семейством Головлёвых. Что вы записали? Есть ли что-нибудь со знаком «+»?

 

III.             Д/З:  глава     «Семейные итоги»  

Категория: Литература | Добавил: Надежда
Просмотров: 5660 | Загрузок: 628 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Календарь

Copyright MyCorp © 2024