«По-родственному».
Процесс разрушения семьи в романе «Господа Головлёвы».
I.
Работа по теме
урока.
Дома
вы прочитали 2 главы романа «Господа
Головлёвы». Запишите тему урока и оставьте половину страницы для того, чтобы в
течение урока записывать туда нравственно-философские понятия, связанные с семьёй
Головлёвых.
1. Отношения в семье
Головлёвых.
- На чём строятся отношения между родственниками?
- Как герои относятся друг к другу?
- Можно ли назвать их родными людьми? Иудушка вот всё повторял «по-родственному»,
то есть, как положено между родными людьми.
2. Групповая работа (4 группы – Арина Петровна, Степан, Анна
Владимировна, Иудушка и Павел –
сравнительная характеристика).
- Давайте внимательнее рассмотрим героев романа. Свои наблюдения
кратко занесите в таблицу (сл.2)
3. Отчёт групп 1-2 (сл. 3-4).
(Сл.5)
-Вспомните историю блудного сына. Так ли
встретили Степана в родном доме? Где мы с вами уже встречались с этим сюжетом.
Как в «Станционном смотрителе обыгран этот сюжет? Простил бы Самсон Вырин свою
дочь, если бы она не опоздала приехать?)
Отчёт групп 3-4 (сл. 6-8)
4. Причины распада семьи Головлёвых.
- Мы с вами рассмотрели персонажей романа, отношения в семье Головлёвых. Почему
же, по-вашему, разрушается семья?
- А Салтыков-Щедрин как это объясняет? Найдите по тексту. (нет никаких чувств, кроме ненависти, жажды
стяжательства, накопительства. Все самые сильные переживания Арины Петровны,
например, связаны с тем временем, когда она занималась приобретательством. А в
отношении детей – нет ничего).
- Вы правильно заметили: вещи дороже детей. Все лучшие моменты жизни любой
женщины-матери связаны с рождением, воспитанием детей. Здесь же мы видим
совершенно не интересующуюся родными детьми женщину. Все чувства в ней, если когда и были (да и были ли?) словно
умерли.
- Где мы уже сталкивались с
омертвением людей? Какой писатель уже показал нам поразительно яркую
галерею помещиков, окостеневших в своих раковинах-имениях? (Гоголь «Мёртвые души»)
- С кем бы из помещиков поэмы «Мёртвые души» вы могли сопоставить Арину
Петровну Головлёву? (Коробочка, отчасти и
Плюшкин – плесень, недоедание).
- Скажите, а есть ли в Арине
Петровне какие-нибудь положительные черты? Что её отличало от всех остальных
представителей семейства Головлёвых? (единственный
активный, способный на что-либо член этого семейства)
5. Творческое задание по группам.
1группа - Написать «Похвальное слово» Арине Петровне как единственному
активному и жизнеспособному члену головлёвского семейства.
2 -3 группы – синквейны «Семья» (моё представление) «Семья Головлёвых» (сл.9)
II.
Итоги.
В
начале урока я просила вас записать нравственно-философские понятия, связанные
с семейством Головлёвых. Что вы записали? Есть ли что-нибудь со знаком «+»?
III.
Д/З: глава
«Семейные итоги»
|