Цели урока: познакомить учащихся с ранним этапом творчества поэта; развивать навыки
интерпретации поэтического произведения в контексте художественной культуры и
традиций; совершенствовать навыки анализа
поэтического текста, выработать у учащихся умение соотносить
определенные языковые средства, приемы их использования, сочетаемости,
взаимоотношения с содержанием произведения, его идейной принадлежностью к тому
или иному направлению.
I.
Реализация
домашнего задания (индивидуального)
Сообщение
ученика с опорой на презентацию «Биография А.А.Ахматовой».
II.
Слово
о поэте (слайд1)
Наверное,
не может быть поэта без тайны. Образ поэта складывается из множества черт.
Каждое новое поколение создаёт о нём свою легенду и устанавливает свою систему
зеркал, в которых уже в ином свете видится жизнь и творчество поэта.
И
поэзия и личность Ахматовой - тому подтверждение. Её поэзия, такая простая,
понятная, с самого начала притягивала какой-то тайной, глубиной, не сразу
дающимся смыслом. Уже первые книги стихов принесли ей славу.
Судьба
наградила А.Ахматову счастливым даром. Её внешний облик – «патрицианский
профиль», скульптурно очерченный рот, поступь, взор, осанка – отчётливо и
красноречиво выражали личность, её богатство, её духовность.
Создавали
портреты Ахматовой Альтман, Петров-Водкин, Анненков, Модильяни, Серебрякова…
Внешний облик её сочетался с психологическим. (Слайды 2-6)
Как
видите, и многие поэты того времени и более позднего написали поэтические портреты Анны Андреевны
Ахматовой.
Вся
творческая судьба А.А.Ахматовой историческими обстоятельствами была разбита на
3 этапа с большими молчаливыми паузами между ними: (cлайд 7)
1. 1912-1922
гг.
2. 1930-е
годы
3. 1950-60
годы.
В
четверостишии «Эпиграмма» Ахматова определяет смысл и достоинство раннего
периода своего творчества:
Могла
ли Биче, словно Дант, творить
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить…
Последняя
строчка, пожалуй, может стать заглавием ко всему первому периоду её творчества.
А.
Горенко заявила о себе в литературе ещё в 1912 году, когда вышла её книга
стихов (преимущественно любовных) «Вечер». Строфа одного из первых её
стихотворений завоевала многие сердца: (слайд
8)
Так
беспомощно грудь холодела,
Но
шаги мои были легки,
Я
на правую руку надела
Перчатку
с левой руки.
Это
был период 10-летнего триумфа. Появляются один за другим сборники её стихов.
1912
– «Вечер»;
1914
– «Чётки»;
1917
– «Белая стая»;
1921
– «Подорожник»;
1922
– «Anno
Domini»
(«Год Господен»)
Главная
тема всех пяти сборников – любовь. Это своеобразный любовный дневник с одной
лирической героиней. Героиня – это современница, это в чём-то сама Ахматова,
это в то же время вечная Ева. Через переживания лирической героини Ахматова
пытается показать женскую психологию, которая проявляется в любви и страданиях.
У
Ахматовой в любви первоначально заложены беда, сомнения, мука: (слайд 9)
Знаю,
гадая и мне обрывать
Нежный
цветок маргаритку,
Должен
на этой земле испытать
Каждый
любовную пытку.
В
её стихах отразилась вечная тревога взволнованной души: даже при счастливой
любви всегда есть сомнения в её долговечности, прочности, надёжности.
Анна
Ахматова во многом следует традициям русской классической литературы. Это и
обращение к вечным темам, и философская
направленность её творчества, и верность идейно-эстетическим принципам
классики, проповедующим внутреннюю свободу человека, нравственные ценности,
стремление к гармонии. И всё же главные черты лирики Ахматовой определяются
принадлежностью к акмеизму.
III.
Проверка Д/З.
-
Вспомните основные принципы акмеизма.
-
Какую роль играют художественные средства, используемые акмеистами, в лирике
Ахматовой? (это средства изображения
женской души)
IV.
Чтение и анализ цикла «Смятение». (сл.11-13)
-
Каков основной тон стихотворения?
-
На сколько частей делится стихотворение? Почему, как вы думаете?
-
Как развивается действие? Можно ли выделить завязку, кульминацию, развязку?
-
Какое событие лежит в основе сюжета?
-
Сколько времени длится действие?
-
Как передаются переживания лирической героини?
-
Можно ли рассматривать это стихотворение как жалобу разлюбленной женщины? (Конечно,
нет. Здесь требовательность, достоинство, смятение: «как же так?!», но не
жалоба).
-
Что мы знаем о «нём», кроме того, что он красив?
-
А о героине?
-
Ощущение этой своей крылатости героиня всегда ощущала, или именно теперь
только, ощутив свою бескрылость, беспомощность, тяжёлость, поняла это?
-
Какова роль художественной детали в этом стихотворении?
-
Какие художественные принципы акмеизма использует Ахматова в этом
стихотворении?
- Сделайте вывод
, о чём же цикл «Смятение», каков его настрой. (Всё стихотворение оставляет
чувство свободы, «крылатости» героини, а не ее слабости. И это не только
«женские» стихи о любви, но стихи о человеческой гордости и о любви вообще.
Героиня этого стихотворения Ахматовой – это женщина своевольная, своенравная,
свободная, как стихия. Ахматова, как известно, «научила женщин говорить».
Говорить о себе, о своих чувствах, о своей любви – «пятом времени года»).
V. Итог урока.
-В чем своеобразие ранней поэзии Ахматовой? (В поэзии А.Ахматовой часто совмещаются противоположные начала:
прихотливые изгибы чувства, тончайшие психологические переживания, обостренное
внимание к оттенкам красок, состояниям человеческой души, стремление
запечатлеть, «остановить» мгновение. За пределами тесного круга ахматовских
строф вырастает огромный мир переживаний и событий, поэт раскрывает движение
человеческой души в маленьком лирическом стихотворении, иногда даже в одной строфе).
IV. Домашнее задание: с. 170 - рассмотреть вопросы творческого
практикума, письменный анализ «Моё любимое стихотворение А.А.Ахматовой»
|