Понедельник, 29.04.2024, 12:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Кучминой Надежды Владимировны

Награды сайта
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Наш опрос
Какие материалы вы хотели бы видеть на этом сайте?
Всего ответов: 822
Мини-чат
Статистика
Рейтинг образовательных сайтов
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Литература

Творчество А.Ахматовой в рамках акмеизма
04.08.2013, 19:35

Цели урока:  познакомить учащихся с ранним этапом  творчества поэта; развивать навыки интерпретации поэтического произведения в контексте художественной культуры и традиций; совершенствовать навыки анализа поэтического текста, выработать у учащихся умение соотносить определенные языковые средства, приемы их использования, сочетаемости, взаимоотношения с содержанием произведения, его идейной принадлежностью к тому или иному направлению.

 

I.                  Реализация домашнего задания (индивидуального)

Сообщение ученика с опорой на презентацию «Биография А.А.Ахматовой».

 

II.               Слово о поэте (слайд1)                                                              

Наверное, не может быть поэта без тайны. Образ поэта складывается из множества черт. Каждое новое поколение создаёт о нём свою легенду и устанавливает свою систему зеркал, в которых уже в ином свете видится жизнь и творчество поэта.

И поэзия и личность Ахматовой - тому подтверждение. Её поэзия, такая простая, понятная, с самого начала притягивала какой-то тайной, глубиной, не сразу дающимся смыслом. Уже первые книги стихов принесли ей славу.

Судьба наградила А.Ахматову счастливым даром. Её внешний облик – «патрицианский профиль», скульптурно очерченный рот, поступь, взор, осанка – отчётливо и красноречиво выражали личность, её богатство, её духовность.

Создавали портреты Ахматовой Альтман, Петров-Водкин, Анненков, Модильяни, Серебрякова… Внешний облик её сочетался с психологическим. (Слайды 2-6)

Как видите, и многие поэты того времени и более позднего  написали поэтические портреты Анны Андреевны Ахматовой.

Вся творческая судьба А.А.Ахматовой историческими обстоятельствами была разбита на 3 этапа с большими молчаливыми паузами между ними: (cлайд 7)

1.     1912-1922 гг.          

2.     1930-е годы            

3.     1950-60 годы.

В четверостишии «Эпиграмма» Ахматова определяет смысл и достоинство раннего периода своего творчества:

        Могла ли Биче, словно Дант, творить

        Или Лаура жар любви восславить?

        Я научила женщин говорить…

Последняя строчка, пожалуй, может стать заглавием ко всему первому периоду её творчества.

А. Горенко заявила о себе в литературе ещё в 1912 году, когда вышла её книга стихов (преимущественно любовных) «Вечер». Строфа одного из первых её стихотворений завоевала многие сердца: (слайд 8)

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки,

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Это был период 10-летнего триумфа. Появляются один за другим сборники её стихов.

1912 – «Вечер»;   

1914 – «Чётки»;  

1917 – «Белая стая»;  

1921 – «Подорожник»;

1922 – «Anno Domini» («Год Господен»)

Главная тема всех пяти сборников – любовь. Это своеобразный любовный дневник с одной лирической героиней. Героиня – это современница, это в чём-то сама Ахматова, это в то же время вечная Ева. Через переживания лирической героини Ахматова пытается показать женскую психологию, которая проявляется в любви и страданиях.

У Ахматовой в любви первоначально заложены беда, сомнения, мука: (слайд 9)

Знаю, гадая и мне обрывать

Нежный цветок маргаритку,

Должен на этой земле испытать

Каждый любовную пытку.

В её стихах отразилась вечная тревога взволнованной души: даже при счастливой любви всегда есть сомнения в её долговечности, прочности, надёжности.

Анна Ахматова во многом следует традициям русской классической литературы. Это и обращение к вечным темам, и  философская направленность её творчества, и верность идейно-эстетическим принципам классики, проповедующим внутреннюю свободу человека, нравственные ценности, стремление к гармонии. И всё же главные черты лирики Ахматовой определяются принадлежностью к акмеизму.

 

III. Проверка Д/З.

- Вспомните основные принципы акмеизма.

- Какую роль играют художественные средства, используемые акмеистами, в лирике Ахматовой? (это средства изображения женской души)

 

IV. Чтение и анализ цикла «Смятение».   (сл.11-13)

- Каков основной тон стихотворения?

- На сколько частей делится стихотворение? Почему, как вы думаете?

- Как развивается действие? Можно ли выделить завязку, кульминацию, развязку?

- Какое событие лежит в основе сюжета?

- Сколько времени длится действие?

- Как передаются переживания лирической героини?

- Можно ли рассматривать это стихотворение как жалобу разлюбленной женщины?  (Конечно, нет. Здесь требовательность, достоинство, смятение: «как же так?!», но не жалоба).

- Что мы знаем о «нём», кроме того, что он красив?

- А о героине?

- Ощущение этой своей крылатости героиня всегда ощущала, или именно теперь только, ощутив свою бескрылость, беспомощность, тяжёлость, поняла это?

- Какова роль художественной детали в этом стихотворении?

- Какие художественные принципы акмеизма использует Ахматова в этом стихотворении?

- Сделайте вывод , о чём же цикл «Смятение», каков его настрой. (Всё стихотворение оставляет чувство свободы, «крылатости» героини, а не ее слабости. И это не только «женские» стихи о любви, но стихи о человеческой гордости и о любви вообще. Героиня этого стихотворения Ахматовой – это женщина своевольная, своенравная, свободная, как стихия. Ахматова, как известно, «научила женщин говорить». Говорить о себе, о своих чувствах, о своей любви – «пятом времени года»).

V. Итог урока.

-В чем своеобразие ранней поэзии Ахматовой? (В поэзии А.Ахматовой часто совмещаются противоположные начала: прихотливые изгибы чувства, тончайшие психологические переживания, обостренное внимание к оттенкам красок, состояниям человеческой души, стремление запечатлеть, «остановить» мгновение. За пределами тесного круга ахматовских строф вырастает огромный мир переживаний и событий, поэт раскрывает движение человеческой души в маленьком лирическом стихотворении, иногда даже в одной строфе).

IV.  Домашнее задание: с.  170 - рассмотреть вопросы творческого практикума, письменный анализ «Моё любимое стихотворение А.А.Ахматовой»


Категория: Литература | Добавил: Надежда
Просмотров: 4500 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Календарь

Copyright MyCorp © 2024