I.
Презентация уч-ся
о М.Цветаевой.
II.
Тв. Задание.
- Подберите слова, сходные по звучанию с
именем и фамилией – Марина Цветаева. Какие ассоциации возникают? Напишите синквейн о Цветаевой (5-6 предложений)
III.
Слово учителя.
(сл.2) «Трудно говорить о такой безмерности, как поэт.
Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о
чём я говорю: Душа – есть всё – всюду – вечно». (М.Цветаева. Слово о Бальмонте)
Войти в художественный мир Цветаевой
трудно, подчас невозможно, не понимая её первооснов. У Цветаевой всего в
избытке, сверх меры: сверхэмоциональность, сверхчувствительность,
сверхумудрённость. Её поэтическая личность сформировалась в уникальной атмосфере
Серебряного века. Поэтическое своеобразие Цветаевой сложилось быстро, хотя и не
сразу. «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь», - говорила она. (сл. 3)
Итак, Марина Цветаева родилась 26
сентября 1892 года, в ночь на Иоанна Богослова (сл.4)
Рябина навсегда вошла в её творчество
как символ. Символ чего? (пылающая и горькая, в преддверии зимы, она стала
символом судьбы, тоже горькой)
Условно выделяется 3 этапа творчества
М.Цветаевой (сл.5)
1.
1910-1922 –
Цветаева в России
2. 1922-1939 – Цветаева в эмиграции
3.
1939-1941 –
Цветаева в СССР – трагическое молчание
(сл.6)
В I период было издано 4 сборника: «Вечерний альбом»,
«Волшебный фонарь», «Из двух книг», «Вёрсты».
«Вечерний альбом» - мир первых
впечатлений, мир первой любви. Счастливое и гармоничное приятие мира во всём
его богатстве. Сборник не затерялся среди множества выпускаемых в то время
произведений. Его заметили В.Брюсов, Н.Гумилёв, М.Волошин. Эти первые стихи,
возможно, были ещё незрелыми, но искренность и талантливость юного поэта
отмечали многие. А М.Волошин написал
Цветаевой восторженный отзыв в стихах: (сл.
7)
В сб. «Юношеские стихи» (который,
впрочем, не был издан) Цветаева вполне осознанно пишет о себе как о поэте
(слово поэтесса ни Цветаева, ни Ахматова не любили) (сл.8)
Постепенно круг тем становится шире:
тема поэзии, тема войны, тема любви. Часты резкие, вызывающие интонации. Это
уже не монологи поэта, а попытка завязать диалог с читателем.
(сл.9)
В сб. «Вёрсты» Цветаева осознаёт себя московским поэтом. Тема Москвы врывается
с шумом улиц, с голосом истории.
В предреволюционной лирике М. Цветаевой
чувствуется неизбежность перемен, но наступившие перемены больно бьют по
Цветаевой: разлука с мужем, смерть от голода младшей дочери Ирины, бытовая
неустроенность. В новом названии страны – РСФСР – она услышала нечто ужасное,
страшное и жестокое, и заявила, что она не может жить в стране, состоящей из
одних согласных.
В 1922 г. Она покинула Родину, уже
сложившимся поэтом: со своими темами, со своими интонациями.
(сл.10) Основополагающие принципы Цветаевской поэтики:
- Особая лирическая экспрессия;
- Отъединённость поэтического «я» от стихии обыденности;
- Отнесение себя к категории «поэтов без истории».
В эмиграции Цветаева не прижилась, были
значительные расхождения между нею и влиятельными эмигрантскими кругами. «Ни к
какому поэтическому или политическому направлению не принадлежала и не
принадлежу». Всё чаще её стихи отвергались русскими газетами и журналами. «В
здешнем порядке вещей Я не порядок вещей. Там бы меня не печатали – и читали,
здесь меня печатают и не читают».
Стихотворение «Тоска по родине» стало классическим выражением эмигрантской
ностальгии Цветаевой (сл.11)
В 1939 году М.Цветаева вернулась на
родину, которая встретила её семью неприветливо: через 2 месяца арестовали дочь
Алю (Ариадну), через некоторое время С.Эфрона. Цветаева с несовершеннолетним
сыном остаются без средств к существованию.
Начинается Великая Отечественная
война. Эвакуация с сыном в небольшой городок Татарии Елабуг. Последние 2 года
почти ничего не пишет, занимается переводами. У Марины не было больше Сергея:
расстрелян в 1941 году. Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном
вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась…
31 августа 1941 г., в свою любимую
рябиновую пору, она покончила жизнь самоубийством.
Сл.
12
IV.
Д/З: роль
Цветаевой в русской поэзии, чтение стихотворений.
Презентация |