Художественное направление обозначает
совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а
также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок,
используемых средств.
Выделяют следующие направления:
Классицизм - художественное направление в литературе и искусстве 17 —
начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и
формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.
Представители: А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П.
Сумароков, А. Д. Кантемир
Сентиментализм - (вторая половина XVIII – начало XIX века) – от
французского слова «Sentiment» - чувство, чувствительность. Особое внимание – к
душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого
человека, а не великие идеи. Представители: Н.М.Карамзин.
Романтизм - (конец XVIII – вторая половина XIX в.) – наибольшее развитие
получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме).
В России русский романтизм зародился на фоне национального подъема после войны
1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут
идеей гражданского служения и вольнолюбия. Представители: В.А.Жуковский,
К.Ф.Рылеев, А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев.
Натурализм - направление в литературе последней трети 19 века, утверждавшее предельно
точное и объективное воспроизведение действительности, порой
приводившее к подавлению индивидуальности автора.Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью
правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.
Представители: Н.В.Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, А. И.
Солженицын и др.
Модернизм - Модернистскими в литературоведении принято называть прежде
всего три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год.
Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как
литературного направления.
Литературное течение обозначает совокупность творческих
личностей, для которых характерны идейно-художественная близость и
программно-эстетическое единство. Литературное течение - это разновидность
литературного направления.
Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х
годов. Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством
символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных
чувств и видений. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть
сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира символисты
выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе,
трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. Представители:
А.А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, Ф.К.Сологуб.
Акмеизм - течение в русской поэзии
10 — 20-х гг. XX века, сформировавшееся как антитеза символизму.
Противопоставляли мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому»
«стихию естества», декларировали конкретно-чувственное восприятие «вещного
мира», возврат слову его изначального, не символического смысла. Представители:
А.Ахматова, Н.Гумилёв, С. Городецкий.
Футуризм - общее название художественных авангардистских
движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в. Любое модернистское
течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм,
канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне
экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение
нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом
нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта.
Представители:В.Маяковский, братья Бурлюки, В.Хлебников, И.Северянин и др.
Имажинизм - (название восходит к английскому «имажизм», шгаее — образ) —
литературное течение в России 1920-х гг. В 1919 г. с изложением его принципов
выступили С. А. Есенин, Р. Ивнев, А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич и др. Источник: Словарь литературных терминов
|