Среда, 24.04.2024, 19:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Кучминой Надежды Владимировны

Награды сайта
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Наш опрос
Какие материалы вы хотели бы видеть на этом сайте?
Всего ответов: 822
Мини-чат
Статистика
Рейтинг образовательных сайтов
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методика

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
[ · Скачать удаленно () ] 09.11.2013, 11:47

Все мы хотим, чтобы наши уроки были яркими, запоминающимися, эффективными. Опыт работы c использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы говорит о преимуществах их применения: это и дополнительный материал к учебникам, расширяющий кругозор обучающихся, и быстрый контроль знаний, и новая интересная информация, повышающая мотивацию к изучению предмета, и более эффективные условия для проведения разных форм работы: индивидуальной, фронтальной, групповой.

ИКТ  я применяю на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, контроле,  повторении. В основном использую такие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью ИКТ, как тесты, презентации, тренажёры, интерактивные кроссворды и игры. Все эти продукты создаю сама, делимся с коллегами в Сети Интернет. Много хороших ресурсов беру на сайтах ЕК ЦОР и ФЦИОР.

Возможности мультимедиа делают уроки русского языка и литературы яркими, интересными, насыщенными.

В прошлом году в школу пришло новое оборудование.  В моём кабинете появилась интерактивная доска и система интерактивного голосования (СИГ).

СИГ Response – это программа, устанавливаемая на любой компьютер в школе, принимающий ресивер и 24 пульта для учеников. Детям эта система очень нравится, с удовольствием решают тесты, потому что правильный ответ появляется сразу, как получены ответы учеников. И учителю удобно:  после сеанса  тестирования можно посмотреть результаты всех учеников и поставить отметки.

После урока или в любое другое время можно посмотреть сведения о сеансе по ученику (даётся полный анализ тестирования каждого обучающегося.)  Такой анализ поможет в работе над ошибками теста.

Также можно увидеть сведения о сеансе по каждому вопросу. Эти сведения необходимы  учителю для анализа тестирования. Видно, какие вопросы вызвали затруднение, а какие выполнены всеми или почти всеми обучающимися.

С удовольствием работают дети и на интерактивной доске.  Какого типа задания чаще всего выполняем? Синтаксический разбор, составление схем, задания на восстановление пробелов и знаков препинания. Благодаря ИД значительно экономится время на уроке.

3 года назад я открыла для себя сервисы Web.2. Сколько интересных ресурсов можно создать с их помощью! Когда я начинаю знакомиться с новым сервисом, у меня сразу возникает какая-то идея: как и где я это могу использовать.  Я расскажу лишь о некоторых, на мой взгляд, самых интересных сервисах.

Сервис wordle.net – это сервис для создания облака из слов.  Сервис очень прост в применении. Заходите, нажимаете кнопочку «Создать»  и в открывшееся поле впечатываете слова, которые вы хотели бы видеть в своём облаке. А можно скопировать откуда-либо текст и вставить. Слова, чаще других повторяющиеся в тексте, будут крупнее, менее частотные – мельче. Т.о., сразу бросаются в глаза ключевые слова.

Облако можно использовать на этапе формулирования детьми темы урока и целеполагания. Использую облако и на этапе рефлексии. Вот такое облако я предлагала ученикам для завершения наших рассуждений о повести В.Распутина «Прощание с Матёрой»:

Создано облако из моего конспекта урока. 

 ImageChef – ещё один замечательный сервис. Здесь можно создать облако слов, сделать обрамление изображению.  Как это можно использовать на уроке?  Портрет поэта помещаю в рамку, представляющую собой картинную галерею. Показываю детям и задаю вопрос: «Как вы думаете, о чём думает девушка, глядя на портрет поэта?» Можно также попросить детей создать эссе «Перед портретом Пушкина».

 Ещё с помощью сервиса ImageChef можно создать поэтический калейдоскоп. Поэтический калейдоскоп -  это 3 сменяющих друг друга изображения, сопровождающиеся текстом. Калейдоскоп я использую, например, работая над эпиграфом к уроку. 

Есть в Сети много сервисов для хранения презентаций (Docmi, Slide.boom и др).  А вот  Presi.com это сервис не только для хранения, но и для создания презентаций. Интересен он тем, что презентация получается не линейной структуры, а презентацией на плоскости. На одном листе разбросаны разные объекты: изображения, таблицы, текст, видео, ссылки на другие источники Интернет. Движение от объекту к объекту очень необычно, словно перемещение в пространстве. Что особо ценно: презентацию можно скачать и использовать без подключения к Сети. Ссылки, конечно, при этом работать не будут, но основной материал сохранится.

Для создания тестов я использую сервис Мастер-тест.  Хорош он тем, что можно вставить большой текст, что важно для тестов для подготовки к ЕГЭ. Тест можно скачать и использовать автономно. Продукты, созданные в этом сервисе, хороши для самоподготовки, т.к. после выполнения теста показывается результат в процентах, можно рассмотреть все вопросы, разобрать ошибки.

Наряду с Мастер-тест использую для создания тестов программу HotPotatoes. На мой взгляд, это лучшая программа для создания тестов: простая, удобная, яркая. Здесь можно создать тест с одним или несколькими правильными вариантами ответа, задание на соответствие, задание на восстановление текста, на заполнение пробелов и кроссворд. Задания можно собрать в урок (по темам, например), а можно использовать каждый продукт отдельно. Работает без подключения Интернет.

Ещё один замечательный сервис - ClassTools – сервис для создания обучающих игр, диаграмм, схем. Я создаю игры мусорная корзина (нужно мышкой перенести в корзинки слова, распределяя их по какому-либо признаку), стрельба по словам (представляет собой викторину).

  Интересные схемы можно создавать либо с детьми в течение урока, либо подготовить схему заранее и предъявить после того, как решены проблемы урока. Такую схему мы создавали на уроке с моими 11-классниками, работая над проблемами романа Е.Замятина «Мы».

 Сервис Playcast.ru – сервис для создания плейкастов. Плейкаст – это открытка нашего времени, представляет собой соединение изображения, текста и звука (можно вставить не изображение, а видео либо анимацию).  Как можно использовать каст на уроке? Я использую для эмоционального настроя. Например, на уроке литературы в 5 классе, начиная разговор о Робинзоне Крузо, показала детям плейкаст, в котором соединила прекрасную композицию В.Мэй «Шторм» с не менее прекрасным полотном И.Айвазовского «Девятый вал». Прослушивание художественного текста тоже можно организовать при помощи плейкаста. Можно обучать написанию эссе, используя плейкасты: ведь перед нами продукт, который включает в себя текст, зрительный ряд и звуковое сопровождение.  Использование сервиса открывает богатые возможности для глубокого анализа художественных произведений в интересной для обучающихся форме.

И ещё интересный сервис – Toondoo - сервис для создания комиксов. Комиксы могут помочь проиллюстрировать рассказ учителя. Можно попросить детей составить рассказ по картинкам. Я использую этот сервис и для изготовления карточек к урокам. По таким карточкам дети работают особенно охотно.

Подводя итог, отмечу, что использование ИКТ на уроках русского языка и литературы значительно повышает эффективность уроков, заинтересовывает мотивирует  обучающихся на изучение предметов, развивает их творческие способности. Уроки с применением информационно-коммуникационных технологий более интересные, яркие, насыщенные.

Скачать презентацию

Категория: Методика | Добавил: Надежда
Просмотров: 2098 | Загрузок: 474 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Календарь

Copyright MyCorp © 2024