В последнее время стали особенно популярными такие понятия, как
«метапредмет», «метазнания», «метапредметность», «метаспособы»,
«метадеятельность». И это понятно, т.к. метапредметный подход лежит в
основе новых образовательных стандартов. Конечно, как всё новое,
метапредметный подход не является пока понятным для каждого учителя.
Итак, разберёмся с понятиями. Мета- (с греч.μετά- — между, после,
через), часть сложных слов, обозначающая абстрагированность,
обобщённость, промежуточность, следование за чем-либо, переход к
чему-либо другому, перемену состояния, превращение. Следовательно,
«мета» значит нечто всеобщее, интегрирующее, универсальное, применимое в
любой области знания: метадеятельность – универсальная деятельность,
метапредмет – универсальный предмет, метазнание – универсальное знание,
метаспособ (метаумение) – универсальный способ.
Двигаясь только в рамках своей узкой предметной области, учитель
лишается возможности перспективно развиваться. Но любая предметная
деятельность предполагает то, что делает её осознанной и ответственной:
мотивация, целеполагание, планирование, выдвижение гипотез, выстраивание
путей решения проблемы, прогнозирование. И учитель должен уметь
конструировать новые ситуации и задания, направленные на использование
обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных
продуктов в освоении знаний. Метапредметные способы деятельности,
освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных
предметов, будут востребованы не только в рамках образовательного
процесса, но и при решении проблем в реальной жизни.
Новые требования к результатам обучения, установленные ФГОС,
предполагают изменение содержания обучения на основе принципов
метапредметности как условия достижения высокого качества образования.
Суть метапредметного подхода заключается в том, что усвоение любого
материала происходит в процессе решения практической или
исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. А те
выводы, к которым человек пришёл сам, как известно, усваиваются лучше
тех, которые были почерпнуты из какого бы то ни было источника.
Предметные результаты должны также повышаться за счёт формирования таких метаумений, как:
- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, классификация, доказательство);
- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
- критическое мышление (умение отличать факты от мнений, определять достоверность источника, видеть логические несоответствия);
- творческое мышление (видение проблемы в стандартной ситуации,
альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с
новыми);
- регулятивные умения (умение задавать вопросы, формулирование гипотез,
определение целей, планирование, умение делать выбор, контроль, анализ,
коррекция своей деятельности);
Формирование этих метапредметных умений происходит при использовании в
образовательном процессе инновационных технологий обучения и воспитания:
н-р, ТРКМ, метод проектов, исследовательская деятельность и др.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий
самостоятельно получать необходимую информацию из разных источников и
анализировать её, выдвигать гипотезы, строить модели, принимать решения в
разных ситуациях, делать выводы. Происходит развитие личности
обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в
условиях информационного общества.
Применение метода проектов способствует успешной социализации учеников.
Возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своей
деятельности широкую аудиторию развивает творческие способности
обучающихся. Решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из
своих интересов, предпочтений и степени подготовленности каждого. Это
обеспечивает каждому обучающемуся собственную траекторию самообучения и
саморазвития.
Использование на уроках и во внеурочной деятельности интерактивных технологий
позволяет улучшить качество усвоения материала, развивать у детей
навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение развивает
коммуникативную компетентность обучающихся, весьма важную особенно в
современном обществе.
Использование интерактивных методов делает обучающегося не объектом
обучения, а субъектом, т.е. соучастником образовательного процесса. Они
учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своими
затруднениями, выражать свою жизненную позицию, развивают сильные
стороны своего характера.
Вышеназванные технологии ярко демонстрируют принцип «метапредметности»,
который состоит не в том, чтобы дать конкретные знания и умения, а в
том, чтобы обучить общим приемам, техникам, схемам, которые лежат над
предметами, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным
материалом. Таким образом, обучающийся усваивает сразу два типа
содержания – содержание предметной области и деятельность.
Следовательно, метапредметность можно рассматривать как некую машину
по удвоению производительности труда в рамках одного и того же учебного
времени.
Я думаю, что обращение к метапредметности в наше время, когда каждая
предметная область обрастает всё новыми и новыми знаниями, просто
необходимо, поскольку метапредметный подход не только помогает
обучающимся усвоить материал, но и открывает взаимосвязь различных вещей
и явлений, подталкивает к пониманию их сути.
Использованные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования. Проект (доработка 15 февраля 2011 года). –
[Электронный ресурс]// режим доступа: http://www.rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html
2. Громыко Н. В., Половкова М.В. Метапредметный подход как ядро
российского образования. –[Электронный ресурс]// режим доступа: http://www.teacher-of-russia.ru/seminar-lectures/2009/2009-seminar_lectures_gromyko_nv_polovkova_mv.pdf
3. Фисенко Т.И., доцент кафедры ТиМО. Как реализовать принцип
метапредметности в процессе обучения. –[Электронный ресурс]// режим
доступа: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00231863_0.html
4. Психологические основы типов обучения. – [Электронный ресурс]// режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/8.html
5. Википедия. -[Электронный ресурс]// режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0-