Среда, 15.05.2024, 08:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Кучминой Надежды Владимировны

Награды сайта
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Наш опрос
Какие материалы вы хотели бы видеть на этом сайте?
Всего ответов: 826
Мини-чат
Статистика
Рейтинг образовательных сайтов
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Русский язык

Задание В1. Способы словообразования слов.
23.12.2012, 12:20

Задание В1 может быть представлено в КИМах так:

  1. Определите, каким образом образовано данное слово.
  2. Выпишите из предложений №№ слово, образованное приставочным (суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным) способом.

Почему допускаются ошибки?  Для выполнения этого задания нужно выполнить словообразовательный разбор слов данного отрезка текста. Выпускники же часто подменяют словообразовательный разбор морфемным, подходят к решению вопроса формально: есть приставка и суффикс – приставочно-суффиксальный; увидели 2 корня – сложение. А нужно найти исходное слово и определить, какая морфема участвовала в словообразовании в последнюю очередь. Например, в слове перестраховываться есть и приставка, и суффиксы, но это не значит, что слово образовано приставочно-суффиксальным способом.

Для решения этой задачи нужно найти исходное слово: перестраховываться – перестраховывать (себя). В последнюю очередь присоединился только суффикс –СЯ, следовательно, способ суффиксальный.

Что нужно знать для успешного выполнения задания В1?

1. Способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, а также неморфологический способ: переход одной части речи в другую.

2.  Алгоритм рассуждения:

1) Внимательно читаем предложение.

2) Ставим  слово в начальную форму.

3) Определяем часть речи.

4) Определяем лексическое значение слова.

5) Подбираем производящее слово ― ближайшее слова, от которого образовано данное слово.

6) Сравниваем данное слово с производящим по наличию морфем.

7) Выделяем словообразующую морфему.

8) Определяем способ образования слова.

 

Рассмотрим алгоритм рассуждения на конкретных примерах.

Поиск в тексте слова, образованного определенным способом.

Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(11)В тот же день, после пансионского акта и за несколько часов до личного со мной свидания, Писарев написал ко мне молодое, горячее письмо, которое, к сожалению, потеряно.

 

Приставочно-суффиксальный способ предполагает образование нового слова от производящего с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса. Чаще всего таким способом образуются наречия, имена существительные, прилагательные, глагол.

Левый ― слева, берёза ― подберёзовик, стена ― настенный, стрелять ― выстрелить.

Итак, порядок выполнения данного конкретного задания:

1) Ищем в нашем предложении слова, имеющие в своем составе приставку и суффикс. В нашем случае это слова: несколько, свидания, написал, к сожалению, потеряно.

2) Определяем производное слово к каждому из них: несколько - сколько, свидания - видеть, написал - писал, к сожалению - сожалеть, потеряно - потерять.

3) Сравниваем пары слов.

4) Видим, что нашему требованию соответствует только одно слово: свидания.

Определение способа образования слова.

Укажите способ образования слова СКОНФУЖЕННО (предложение 5).

(5) Тогда он встал, вынул из шкафа свою книгу "Конструкция самолетов", полистал и, чувствуя, что лицо его начинает жарко гореть, проговорил что-то сконфуженно, с глупой готовностью.

  1. Определяем часть речи слова сконфуженно. Это наречие.
  2. Ищем производящее слово, помня, что наречия чаше всего образуются от прилагательных: сконфуженно ― сконфуженный.
  3. Сравниваем морфемный состав слов, видим, что появился суффикс –О-
  4. Вывод: слово образовано суффиксальным способом.

Что ещё нужно знать для правильного определения способа образования слов?

Самая частая ошибка при выполнении данного задания - неправильное определение производящего слова.

Чтобы правильно найти производящее слово, нужно найти самое близкое однокоренное слово к данному слову. При этом надо видеть связь между лексическим значением слова и его морфемным составом: распространитель – тот, кто распространяет что-либо; настенный – такой, который должен крепиться на стене.

1) Существительные со значением признака предмета образованы от прилагательных или причастий: невозмутимость - невозмутимый.

2) Существительные со значением действия ― от глагола: читатель ― читать, ответ ― ответить.

3) Наречия, обозначающие качество, с суффиксом –О- ― от качественных прилагательных: красиво – красивый, бешено – бешеный.

4) Бессуффиксным способом образуются существительные.

5) Суффиксальным способом образованы такие сложные слова, как пароходство ― пароход, самолётный ― самолет (это не сложение!!!)

6) Не все слова с приставкой НЕ- образованы приставочным способом: ненастный ― ненастье (суффиксальный способ).

7) Суффикс –Л- в словообразовании не участвует, он образует форму прошедшего времени, но новое слово не образует: поговорил – говорить, говорил (не от поговорить с помощью суффикса Л!) - приставочный способ.

8) Помним о наличии в словах русского языка суффикса –j- . На письме его опознавательным знаком является разделительный Ь: приуралье ― Урал, взморье ― море. Эти слова образованы приставочно-суффиксальным способом (не приставочным!).

Категория: Русский язык | Добавил: Надежда
Просмотров: 7499 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Алмаз  
Спасибо! Поняла!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Календарь

Copyright MyCorp © 2024