Понедельник, 29.04.2024, 16:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Кучминой Надежды Владимировны

Награды сайта
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Наш опрос
Какие материалы вы хотели бы видеть на этом сайте?
Всего ответов: 822
Мини-чат
Статистика
Рейтинг образовательных сайтов
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Литература

Жанры фольклора. Детский фольклор.
[ · Скачать удаленно () ] 14.09.2011, 22:44

I.                  Проверка д/з.

1.    Как календарные изменения в природе отражены в русских пословицах? (Толкование отдельных пословиц).

2.    Что вы узнали о Масленице? Расскажите.

 

II.               Работа по теме урока.

(слайд 1) – Можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (….)

– Действительно, всё это жанры УНТ, или ФОЛЬКЛОРА. (слайд 2) Запишем тему урока.

- Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой? (…) – (слайд 3)

– Что такое "фольклор”?  Понятие это для вас новое. Само слово появилось в XIX веке и пришло из английского языка. В буквальном переводе оно означает «народная мудрость», УНТ. (слайд 4)

– Как вы понимаете эти три ключевых слова: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО? (слайд 4) (Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя. Творчество – от слова "творить”, то есть сочинять, придумывать.)

– Ребята, фольклор – это тоже, как и литература, искусство слова. Всё искусство слова делится на 2 пласта: фольклор и литература.

- А чем же отличается фольклор от литературы, как вы думаете? ( для опоры – толкование ключевых понятий фольклора на экране).

(Слайд 5) - Итак, в фольклоре нет персонального создателя, возник и развивается он как устное творчество, существует во множестве вариантов (кстати, почему, как вы думаете?).

- А какие жанры фольклора вы знаете? (…)

- Сегодня мы будем говорить только о малых жанрах детского фольклора.

III.           Беседа.

– Когда и как вы познакомились с произведениями УНТ? (…)

- Встречались ли вы с произведениями фольклора ещё где-то, кроме уроков литературы? (…)

 1. – Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение передаются в народе колыбельные песни.

- Может быть, кто из вас хочет спеть колыбельную песню? («Баю-баюшки-баю…», например).

- Почему колыбельная песня исполняется ласково, напевно? (…)

2. Пестушки.  – От какого слова произошло слово "пестушки”? (Пестовать – нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить, лелеять, ходить за малышом).

- Если ребенок ушибся, то мама, поглаживая, какие слова может говорить? (У сороки боли…)
-
А когда купают малыша, какие слова приговаривают? (С гуся вода…)

– Чем потешки отличаются от пестушек? (…)

Потешки (прибаутки) – это особая забава взрослых с маленькими детьми, игра с пальчиками, ножками, ручками, короткие рассказики, обращение к детям.

Физминутка (слайд 6).

- Давайте вспомним, как вас забавляли, когда вы были совсем крошечными: «Идёт коза рогатая…».

3. Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение. Рисует необычные, небывалые картинки жизни. (слайд 7).

4. Загадки – веселое словесное искусство, затейливая игра, умная забава.

- А какие загадки вы знаете? (…)

5. Молод ты или стар, болен или здоров, весел или загрустил – на все случаи жизни ответит пословица. Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы найдите в нём пословицы. Будьте внимательнее (слайд 8).

- Какие пословицы услышали? (…)

6. Считалки.  Что же это за жанр? Для чего нужны считалки?

- Какие вы знаете считалки? (…)

7. Скороговорки. В чём их особенность? Для чего они нужны?

- Какие вы знаете скороговорки? (…)

8. Дразнилки. А вы знаете какие-нибудь дразнилки? (Андрей, Ленка)

9. И заклички. Что это за жанр? В чём его особенность? (…)

IV.           Работа в группах (5 групп).

Литературное лото.

Каждой группе раздаются одинаковые карточки с текстами и карта лото. Какая группа раньше всех справится с заданием?  (Проверка.)

V.              Рефлексия.

1.  Оцените вклад каждого участника группы в общее дело (общий ответ каждой группы).

2. – Что вам запомнилось больше всего на сегодняшнем уроке?

 

VI.           Д/З: Подберите свои тексты для карточек лото (в случае затруднения попросите помощи у родителей).


Приложение (Литературное лото)


Источники:

1. Поурочные разработки по литературе. О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарёва.

2. Литература. Поурочные планы по программе А.Г.Кутузова. Составитель Л.М.Серёгина.

3. http://festival.1september.ru/articles/534286/


Категория: Литература | Добавил: Надежда
Просмотров: 9333 | Загрузок: 1123 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Календарь

Copyright MyCorp © 2024