I.
Проверка
д/з.
1. Как
календарные изменения в природе отражены в русских пословицах? (Толкование
отдельных пословиц).
2. Что
вы узнали о Масленице? Расскажите.
II.
Работа
по теме урока.
(слайд
1) – Можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (….)
–
Действительно, всё это жанры УНТ, или ФОЛЬКЛОРА. (слайд 2) Запишем тему урока.
-
Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой? (…) – (слайд 3)
–
Что такое "фольклор”? Понятие это
для вас новое. Само слово появилось в XIX веке и пришло из английского
языка. В буквальном переводе оно означает «народная мудрость», УНТ. (слайд 4)
–
Как вы понимаете эти три ключевых слова: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО? (слайд
4) (Устное – передавалось из
уст в уста, не записывалось. Народное – сочинял не один человек, автора
установить нельзя. Творчество – от слова "творить”, то есть сочинять,
придумывать.)
– Ребята,
фольклор – это тоже, как и литература, искусство слова. Всё искусство слова
делится на 2 пласта: фольклор и литература.
- А
чем же отличается фольклор от литературы, как вы думаете? ( для опоры –
толкование ключевых понятий фольклора на экране).
(Слайд 5) - Итак, в фольклоре нет персонального создателя,
возник и развивается он как устное творчество, существует во множестве
вариантов (кстати, почему, как вы думаете?).
- А
какие жанры фольклора вы знаете? (…)
- Сегодня мы будем
говорить только о малых жанрах детского фольклора.
III.
Беседа.
–
Когда и как вы познакомились с произведениями УНТ? (…)
-
Встречались ли вы с произведениями фольклора ещё где-то, кроме уроков
литературы? (…)
1. – Первые фольклорные произведения мы слышим
от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение передаются
в народе колыбельные песни.
-
Может быть, кто из вас хочет спеть колыбельную песню? («Баю-баюшки-баю…»,
например).
-
Почему колыбельная песня исполняется ласково, напевно? (…)
2. Пестушки. – От какого слова произошло слово "пестушки”?
(Пестовать – нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить,
лелеять, ходить за малышом).
-
Если ребенок ушибся, то мама, поглаживая, какие слова может говорить? (У
сороки боли…)
- А когда купают малыша, какие слова приговаривают? (С гуся вода…)
–
Чем потешки отличаются от пестушек? (…)
Потешки (прибаутки) – это особая забава взрослых с
маленькими детьми, игра с пальчиками, ножками, ручками, короткие рассказики,
обращение к детям.
Физминутка (слайд 6).
- Давайте вспомним, как вас
забавляли, когда вы были совсем крошечными: «Идёт коза рогатая…».
3. Небылица
весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение.
Рисует необычные, небывалые картинки жизни. (слайд 7).
4. Загадки – веселое словесное искусство,
затейливая игра, умная забава.
- А
какие загадки вы знаете? (…)
5.
Молод ты или стар, болен или здоров, весел или загрустил – на все случаи жизни
ответит пословица. Я вам сейчас
прочитаю стихотворение, а вы найдите в нём пословицы. Будьте внимательнее (слайд 8).
-
Какие пословицы услышали? (…)
6. Считалки. Что же это за жанр? Для чего нужны считалки?
- Какие
вы знаете считалки? (…)
7. Скороговорки. В чём их особенность? Для
чего они нужны?
- Какие
вы знаете скороговорки? (…)
8. Дразнилки. А вы знаете какие-нибудь
дразнилки? (Андрей, Ленка)
9. И заклички. Что это за жанр? В чём его
особенность? (…)
IV.
Работа
в группах (5 групп).
Литературное лото.
Каждой группе раздаются
одинаковые карточки с текстами и карта лото. Какая группа раньше всех справится
с заданием? (Проверка.)
V.
Рефлексия.
1.
Оцените вклад каждого участника группы в
общее дело (общий ответ каждой группы).
2.
– Что вам запомнилось больше всего на сегодняшнем уроке?
VI.
Д/З:
Подберите свои тексты для карточек лото (в случае затруднения попросите помощи
у родителей).
Приложение (Литературное лото)
Источники: 1. Поурочные разработки по литературе. О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарёва. 2. Литература. Поурочные планы по программе А.Г.Кутузова. Составитель Л.М.Серёгина. 3. http://festival.1september.ru/articles/534286/
|