Согласование сказуемых с подлежащим.
I . Проверка д/з.
II. Слово учителя.
Язык
называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества, но
пользоваться им нужно умело, изучить все его особенности и секреты. А кто-то из
нас может сказать, что в совершенстве овладел русским языком? (…) И вот почему:
чем больше мы осознаём богатство и величие русского языка, тем тем острее
понимаем необходимость совершенствовать свой стиль. Надо каждый раз думать о
том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика – наука
об умелом выборе языковых средств. Стилистические недочёты в заданиях ЕГЭ и
части С – причина низких баллов. Тема нашего урока тоже поможет искоренению
некоторых стилистических недочётов.
III. Анализ предложений. (сл.2-3)
В кружке «Юный лингвист» занима_тся пять
учеников.
-
Какое окончание следует писать? (оба
допустимы: вместе или каждый отдельно совершают действие)
1.
Вот два года моей жизни вычеркнуто.
Однако, кажется, уже 5 часов пробило. (При сущ. лет, дней , часов – сказуемое в ед.ч.)
2.
Три дома на вечер зовут. В душе его
боролись два чувства – добра и зла. (При
числ. 2,3,4 – сказуемое в мн.ч.)
3.
Это было крупное международное состязание, в котором участвовал 21
представитель тринадцати стран мира. Ему исполнилось 41 год. (При сост.числ. на 1– сказуемое в ед.ч.)
4.
Как мало нас от битвы уцелело. Сколько ещё сказок и воспоминаний осталось в её
памяти? (При словах много, мало, немного,
немало, сколько, несколько, столько– сказуемое в ед.ч.)
(сл.4) Ещё
одно предложение. Как сказать: Большинство
делегатов уже прибыл_ на международный конгресс. (оба верны, но предпочтительнее при сущ с колич. Значением
большинства, меньшинства, ряд, часть и т.п. одуш – мн.ч., неодуш – ед.ч.)
(сл.5) Брат с сестрой уехал в деревню или Брат с сестрой уехали в деревню? (оба правильны, но по смыслу неравноправны)
Сравните: И графиня со своими девушками пошла за
ширму оканчивать свой туалет. После завтрака Сонечка вместе с Аксиньей
занималась переборкой старых вещей.
IV . Закрепление. (сл.6-8)
-
Допишите окончания, согласуя сказуемое с
подлежащим, выделите ГО.
1.
На совещании был_ представлен_ 15 стран,
, причём большинство их посланцев являл_сь депутатами парламентов.
2.
Некоторая часть учителей сельских школ нужда_тся в серьёзном повышении
квалификации.
3.
Ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди учащихся, принима_тся
администрацией школы.
4.
Не менее двадцати дам, иные с детьми, сидел_
на зелёных скамейках и неотрывно
глядел_ в сторону бухты.
5.
В углу, за карточным столом, сидел_ трое
из генералов пикника…
6.
Многие из недавно открытых химических элементов уже хорошо исследован_, но
почти столько же мало изучен_.
7.
Ещё мальчиком Русаков вместе со своим отцом уехал_ от безземелья с
переселенцами в Сибирь.
8.
Однажды Наташа вместе с Аннушкой отправил_сь на дальний рынок за линию.
9.
Жена с мужем пошл_ в театр.
10.
Лист за листом устилал_ землю золотистым
ковром.
V.
Д/З: 1) на каждый пункт подобрать по 2-3 примера.
2) словарный диктант из 35-40
словосочетаний на правописание –Н- и –НН- в прилагательных и причастиях.
Уроки
9-10. Зачёт по разделу «Главные
члены предложения.
I . Теория (работа в группах).
1
группа
1.
Расскажите об
интонации и её роли в предложении.
2.
Расскажите о
знаках препинания в конце предложения.
2
группа
3.
Расскажите об
употреблении именительного и творительного падежей в сказуемом.
4.
Расскажите, когда
ставится соединительное тире.
3
группа
1.
Расскажите о
некоторых случаях согласования в числе сказуемого с подлежащим.
2.
Расскажите о
постановке тире в неполном предложении.
4
группа
1.
Расскажите об условиях
постановки тире между подлежащим и сказуемым.
2.
Расскажите об
интонационном и соединительном тире.
II. Практическая часть.
1.
Выполнение
заданий по карточкам.
2.
Взаимопроверка
под руководством консультантов (1 в каждой группе) и учителя.
III.
Д/З: подготовиться к диктанту.
|