Среда, 04.12.2024, 09:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Кучминой Надежды Владимировны

Награды сайта
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Наш опрос
Какие материалы вы хотели бы видеть на этом сайте?
Всего ответов: 854
Мини-чат
Статистика
Рейтинг образовательных сайтов
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Русский язык

Согласование сказуемых с подлежащим
[ Скачать с сервера (116.0 Kb) ] 17.02.2011, 12:19

Согласование сказуемых с подлежащим.

I . Проверка д/з.

II. Слово учителя.

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества, но пользоваться им нужно умело, изучить все его особенности и секреты. А кто-то из нас может сказать, что в совершенстве овладел русским языком? (…) И вот почему: чем больше мы осознаём богатство и величие русского языка, тем тем острее понимаем необходимость совершенствовать свой стиль. Надо каждый раз думать о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств. Стилистические недочёты в заданиях ЕГЭ и части С – причина низких баллов. Тема нашего урока тоже поможет искоренению некоторых стилистических недочётов.

III. Анализ предложений. (сл.2-3)

В кружке «Юный лингвист» занима_тся пять учеников.

- Какое окончание следует писать? (оба допустимы: вместе или каждый отдельно совершают действие)

1. Вот два года моей жизни вычеркнуто.  Однако, кажется, уже 5 часов пробило. (При сущ. лет, дней , часов – сказуемое в ед.ч.)

2. Три дома на вечер зовут.  В душе его боролись два чувства – добра и зла. (При числ. 2,3,4  – сказуемое в мн.ч.)

3. Это было крупное международное состязание, в котором участвовал 21 представитель тринадцати стран мира. Ему исполнилось 41 год. (При сост.числ. на 1– сказуемое в ед.ч.)

4. Как мало нас от битвы уцелело. Сколько ещё сказок и воспоминаний осталось в её памяти? (При словах много, мало, немного, немало, сколько, несколько, столько– сказуемое в ед.ч.)

(сл.4)  Ещё одно предложение.  Как сказать: Большинство делегатов уже прибыл_ на международный конгресс. (оба верны, но предпочтительнее при сущ с колич. Значением большинства, меньшинства, ряд, часть и т.п. одуш – мн.ч., неодуш – ед.ч.)

(сл.5) Брат с сестрой уехал в деревню  или Брат с сестрой уехали в деревню?  (оба правильны, но по смыслу неравноправны)

Сравните: И графиня со своими девушками пошла за ширму оканчивать свой туалет. После завтрака Сонечка вместе с Аксиньей занималась переборкой старых вещей.

IV . Закрепление. (сл.6-8)

- Допишите окончания, согласуя сказуемое  с подлежащим, выделите ГО.

1. На совещании был_  представлен_ 15 стран, , причём большинство их посланцев  являл_сь депутатами парламентов.

2. Некоторая часть учителей сельских школ нужда_тся в серьёзном повышении квалификации.

3. Ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди учащихся, принима_тся администрацией школы.

4. Не менее двадцати дам, иные с детьми, сидел_  на зелёных скамейках  и неотрывно глядел_  в сторону бухты.

5. В углу, за карточным столом, сидел_  трое из генералов пикника…

6. Многие из недавно открытых химических элементов уже хорошо исследован_, но почти столько же мало изучен_.

7. Ещё мальчиком Русаков вместе со своим отцом уехал_ от безземелья с переселенцами в Сибирь.

8. Однажды Наташа вместе с Аннушкой отправил_сь на дальний рынок за линию.

9. Жена с мужем пошл_  в театр.

10. Лист за листом устилал_  землю золотистым ковром.

V. Д/З: 1) на каждый пункт подобрать по 2-3 примера.

              2) словарный диктант из 35-40 словосочетаний на правописание –Н- и –НН- в прилагательных и причастиях.

 

Уроки 9-10.  Зачёт по разделу «Главные члены предложения.

I . Теория (работа в группах).

1 группа

1.     Расскажите об интонации и её роли в предложении.

2.     Расскажите о знаках препинания в конце предложения.

2 группа

3.     Расскажите об употреблении именительного и творительного падежей в сказуемом.

4.     Расскажите, когда ставится соединительное тире.

3 группа

1.     Расскажите о некоторых случаях согласования в числе сказуемого с подлежащим.

2.     Расскажите о постановке тире в неполном предложении.

4 группа

1.     Расскажите об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым.

2.     Расскажите об интонационном и соединительном тире.

II. Практическая часть.

1.     Выполнение заданий по карточкам.

2.     Взаимопроверка под руководством консультантов (1 в каждой группе) и учителя.

III. Д/З: подготовиться к диктанту.

Категория: Русский язык | Добавил: Надежда
Просмотров: 6987 | Загрузок: 779 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 3
2 Таинственная  
Объясните пожалуйста, как пишется: кафе-столовая открыта или открыто?

3 Надежда  
При определении рода и согласовании со сказуемым сложных существительных типа музей-квартира, платье-халат, учитываются смысловые отношения между их частями: ведущим компонентом является то слово, которое выражает более широкое понятие. В данном случае более широкое понятие - столовая (столовая типа кафе), поэтому кафе-столовая открыта.

1 Vikki  
неужели трудно сразу дать ответ на IV задание???? выделить грамматические основы и написать объяснение????

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Календарь

Copyright MyCorp © 2024