Знаки
препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
I.
Повторение.
1. Беседа.
(2 уч-ся – тест)
-
Что такое СПП? ( предложения, в
которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным
союзом или союзным словом).
- Из скольких частей может состоять СПП? (СПП может состоять из двух и более простых
предложений, одно из которых является главным, а остальные — придаточными
предложениями. )
-
Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному? (Придаточное может стоять перед главным, после него или
даже внутри главного).
- Придаточные
предложения могут пояснять либо одно слово в главном предложении: Он жил в
том доме, который находился на самом берегу реки, либо всё главное предложение.
– Чем присоединяются придаточные предложения к главному? (подчинительными союзами или союзными словами).
- В
чём отличие союзов от союзных слов? (Союзные
слова не только связывают придаточные предложения с главным, но и являются
членами предложения).
2. Средства связи частей в СПП (сл.2)
Подчинительные союзы
Простые: что,
чтобы, как, когда, пока, будто, словно, если, точно, едва, лишь, хотя, ибо
и др.
Составные: потому что, так как, оттого что, ввиду того что,
в связи с тем что и др.
Союзные слова
Относительные местоимения: что, кто, какой, который, каков, чей, сколько и др.
Местоименные наречия: где, как, когда, куда, откуда, почему
и др.
- Слова
что, как, когда , как видите, могут быть в СПП и
союзами, и союзными словами.
-
При выполнении заданий ЕГЭ где может пригодиться вам умение различать союзы и
союзные слова? (задание В2: выписать союзы, наречия, местоимения)
II.
Тренировочные
упражнения
1.
Расставьте знаки препинания. Выделите главное и
придаточное предложения. (сл.3) Средства связи обведите в овал, сверху
надпишите с. или сс.
1. Отчего нам было скучно мы не знали. 2. Иногда
лыжникам попадался лисий след который ровной и в то же время извилистой строчкой
тянулся от былья к былью от кочки к
кочке. 3. Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек когда его внесли
в избу и опустили на пол. 4. Если бы я мог сбросить со счетов еще
лет десять то мне хватило бы времени написать еще и вторую повесть. 5. Даша
прощалась с ним так как прощаются
навсегда.
2.
Устная работа
(сл. 4).
Вставьте подходящий
по смыслу союз или союзное слово. Укажите, где должны быть знаки препинания.
1.Известно__ слоны в диковинку у нас.
2. Нужно жизнь прожить так __ не
было больно за бесцельно прожитые годы. 3. Чувство гуманности
оскорбляется__ люди не уважают
в других человеческого достоинства... 4. А он всё допытывался __ мы
никакого места не заняли в соревнованиях по волейболу. 5. Она была так бледна __ не спала целую ночь.
3.
Работа с учебником.
Упр. 403 – составление схем предложений (по
вариантам, 2 у доски, 1 ученик – тест за компьютером).
4.
Тест (сл.5-11)
5. Спишите
предложения, расставив недостающие знаки препинания. Устно объясните постановку
запятой, укажите вид придаточного. (сл.12)
1. Было
так темно что на самом близком расстоянии невозможно было определить
предметы (Л. Толстой). 2. Солнце ярко блеснуло ему в глаза так что больно
стало глядеть (Достоевский). 3. Хотя снегу не было сверху над головой не
виднелось ни одной звездочки (Л. Толстой). 4. Дня через три пришел ко мне
Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором (Чехов).
III.
Итоги урока.
1.
Рефлексия.
2.
Оценивание работы
на уроке.
IV.
Д/З. упр. 406, виды придаточных указать письменно.
Использованные
ресурсы: http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovskaia_Rus_EGE_B/4.html
|