За этот
вопрос выпускник может получить от 1 до 4 баллов, что немаловажно. Ваша задача
– заработать как можно больше.
Вопрос этот
не так сложен, как кажется с первого взгляда. Ведь в самой формулировке задания
содержатся подсказки, надо только внимательно читать задание и уметь различать
средства выразительности: какие из них относятся к тропам, какие к
стилистическим фигурам, какие синтаксические и какие средства лексические.
Итак,
разберёмся, что есть что.
Все средства выразительности делятся на лексические,
синтаксические и фонетические (звукопись).
1. Лексические средства:
Тропы: Метафора,
олицетворение, метонимия, синекдоха, эпитеты, гипербола, литота, сравнение,
ирония, оксюморон.
Общие: многозначные
слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологизмы, высокая лексика,
научная лексика, термины, официально-деловая лексика, канцеляризмы, разговорная
лексика, просторечная лексика, архаизмы, историзмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы,
жаргонизмы, арготизмы.
2. Синтаксические средства
Стилистические фигуры: антитеза,
градация, повтор, анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, парцелляция,
риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, введение
чужой речи.
Общие: ряды
однородных членов, неполные предложения, вводные слова, цитаты, вопросительные
и восклицательные предложения
3. Фонетические средства (звукопись):
ассонанс, аллитерация.
Для чего нужно знать эту классификацию?
Читаем задание:
В8. Прочитайте фрагмент
рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя
задания А28—А30, В1—В7. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие
номеру термина из списка.
Каждая строчка, каждое слово Дмитрия Шеварова пронизаны искренним уважением
к личности Пушкина. Эмоциональное, неравнодушное отношение автора выражено с
помощью такого синтаксического средства, как _____ (предложения 7, 17), а также
лексических — _____ («подлец», «пошляк», «сплетник») и ______ («честь и имя» в
предложениях 18—19). _____ («звон… стали в слове… отливалось в свинец» в
предложении 13) придают особую образность тексту Д. Шеварова.
Список терминов:
1) риторический вопрос
2) лексический повтор
3) эмоционально-оценочные слова
4) гипербола
5) эпитеты
6) метафоры
7) вопросно-ответная форма изложения
8) сравнительный оборот
9) риторическое восклицание
Читаем внимательно формулировку: «…выражено с
помощью такого синтаксического средства, как _____ (предложения 7, 17)…»
Смотрим, что из предложенного списка можно отнести к синтаксическим средствам. Это
1)риторический вопрос, 7) вопросно-ответная форма изложения и 9)риторическое
восклицание. Таким образом, варианты
сократились с девяти до трёх. Смотрим, какие из этих трёх средств выразительности
имеются в предложениях 7 и 17. ((7) Дуэль! … (17) Да, «невольник чести», но ведь чести!) Явно, что здесь риторическое восклицание.
Читаем задание дальше: «… а также лексических —
_____ («подлец», «пошляк», «сплетник») и ______ («честь и имя» в предложениях
18—19). Выбираем из предложенного
списка лексические средства: 2) лексический повтор, 3) эмоционально-оценочные
слова, 4) гипербола, 5) эпитеты, 6) метафоры, 8) сравнительный
оборот. «Подлец», «пошляк»,
«сплетник» - это, конечно, эмоционально-оценочные
слова, т.к. содержат оценку. А вот «честь
и имя» - это точно не гипербола, не
эпитет. Остаются лексический повтор и метафора. Вопрос отсылает нас к конкретным предложениям. К ним
и обратимся: «(18) За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец
семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19) Вот и всё, что остаётся детям: честь и
имя». Итак, это лексический
повтор.
Последнее средство
подсказки не имеет. Но и средств выразительности, не названных ещё, осталось
уже не 9, а 6! Читаем сам пример - «звон… стали в слове… отливалось в
свинец» в предложении 13)- и видим, что средство основано на переносном
значении, значит, это троп. Метафора. Всё же, если внимательно читать вопрос,
можно увидеть и здесь подсказку в форме глагола: «…придают особую образность» (во мн.числе употреблены только 3
средства из списка).
И конечно, знать средства
выразительности, хотя бы наиболее употребляемые, надо.
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Тропы
Метафора - скрытое сравнение (Горит костер рябины красной).
Эпитет
– образное определение (Золотые руки,
стальной голос).
Метонимия - перенос значений по смежности явлений, употребление вместо части
целого. (Съел целую тарелку).
Сравнение
– сопоставление предмета, признака, состояния с другим, имеющим общие черты
сходства. Выражается с помощью союзов как, словно, будто, точно и творительным падежом (Снег,
как белый пух, мягко стелется).
Синекдоха - обозначение целого через его часть. (Все
флаги в гости будут к нам).
Ирония - употребление слова или
высказывания в смысле противоположном прямому. ( Отколи, умная,
бредешь ты, голова?).
Гипербола
– преувеличение (Рот шире ворот).
Литота
– преуменьшение (Зашла на секундочку).
Олицетворение
– перенесение свойств человека (лица)
на неодушевленный предмет, явления природы, животных (Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь).
Анафора(единоначатие) – это повторение отдельных слов или оборотов в начале
отрывков, из которых состоит высказывание (Люблю тебя, Петра творенье, Люблю
твой строгий, стройный вид).
Эпифора – вынесение одних и тех же слов или словосочетаний в
конце соседних стихов, или строф, или абзацев (Струится нетихнущий дождь, томительный дождь).
Антитеза – противопоставление (Дома новы, да предрассудки
стары).
Оксюморон - сочетание прямо
противоположных по смыслу слов с целью показать противоречивость, сложность
ситуации, явления, объекта. Соединение несоединимого: Нагло скромен дикий
взор.
Лексические средства общие:
Контекстные
антонимы, контекстные синонимы – слова, служащие
антонимами либо синонимами только в данном контексте (мальчик
– наш герой).
Стилистические фигуры
Градация - такое расположение слов, при котором каждое
последующее содержит усиливающееся или уменьшающееся значение, благодаря чему создаётся нарастание
или ослабление производимого ими впечатления. (В сенат подам, министру,
государю!)
Инверсия – обратный порядок слов
(Люблю Отчизну я).
Эллипсис
- пропуск какого-либо члена предложения (Офицер – из пистолета, Тёркин - в мягкое штыком).
Парцелляция – дробление предложения, выделение
из предложения какого-либо члена и оформление его в виде самостоятельного
неполного предложения (Во всём мне хочется дойти до самой сути. В работе. В
поисках пути. В сердечной смуте).
Риторические
вопросы, обращения – вопросы и обращения, не требующие ответа, отзыва (Мой письменный
верный стол! Спасибо тебе….)
Синтаксический
параллелизм - сходное
синтаксическое оформление соседних предложений (Мне нравится, что Вы больны не мной. Мне нравится, что я больна не
Вами).
Это,
конечно, не все средства речевой выразительности, а только те, которые чаще
других встречаются в КИМах.
Удачи
вам на экзамене!
|