Задание В6
может быть представлено в КИМах так:
1. Среди предложений №№ найти сложное
предложение с придаточным определительным (изъяснительным, обстоятельственным,
времени, уступки, меры и степени и др.).
2. Среди предложений №№ найдите сложное
предложение с последовательным (однородным, параллельным) подчинением
придаточных.
Что нужно
знать для успешного выполнения задания В6?
1.
Во-первых, нужно помнить, что сложное предложение с придаточным – это сложноподчиненное предложение, т.е.
предложение, состоящее из двух и более частей, которые между собой
неравноправны.
Как отличить
сложноподчинённое предложение от сложносочинённых и бессоюзных?
1) Простые предложения в
сложноподчиненных предложениях связаны между собой подчинительными союзами и
союзными словами.
2) От главной части к придаточной
(придаточным) можно задать вопрос.
Во-вторых,
надо знать виды придаточных.
Придаточное определительное.
- Вопрос задается от
существительного
- Какой? Который? Чей?
- Придаточное определительное
присоединяется к главному при помощи союзных слов ЧТО, КУДА, ГДЕ,
КОТОРЫЙ, КАКОЙ.
- Придаточное определительное
всегда находится после главного.
Дом, что стоял на взгорке, как будто
приглашал войти случайного путника. Дом
(какой?), что стоял на взгорке.
Придаточное изъяснительное
- Отвечает на вопросы косвенных
падежей.
- Придаточные изъяснительные
прикрепляются к главному с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ и
союзных слов КТО, ЧТО.
Придаточные обстоятельственные.
Вопросы
|
Тип
придаточного
|
Какой?
|
Придаточное
определительное.
|
Чего?
чему? что? чем? о чем?
|
Придаточное
изъяснительное.
|
Где? куда?
откуда?
|
Придаточное
места.
|
Когда? С
какого времени? До какого времени?
|
Придаточное
времени.
|
Что из
этого вышло?
|
Придаточное
следствия.
|
Почему?
|
Придаточное
причины.
|
Зачем?
|
Придаточное
цели.
|
Несмотря
на что? Вопреки чему?
|
Придаточное
уступки.
|
Как?
|
Придаточное
сравнения.
|
Каким
образом? В какой степени? Насколько?
|
Придаточное
образа действия, меры и степени.
|
При каком
условии?
|
Придаточное
условия.
|
2.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
СПП бывают двух основных типов:
1) Первое придаточное присоединяется к главному, второе
— к первому придаточному и т. д., т.е. придаточные образуют цепь. Такая связь
называется последовательным подчинением
придаточных. Причём придаточные по значению разные.
Было утро,
когда я пришёл домой довольный тем, как развивались события.
[
], (когда?…), (чем?…).
При
последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; тогда
рядом могут оказаться два подчинительных союза: что если,
Я знал, что,
если долго смотреть на солнце, потом долго нельзя видеть чётко мир вокруг.
2) Придаточные могут присоединяться непосредственно к
главному предложению, такое присоединение придаточных может быть однородным и параллельным (неоднородным).
Однородные придаточные имеют одинаковое значение и,
как однородные члены, имеют
перечислительную интонацию; между ними, как при однородных членах, могут быть
сочинительные союзы или запятые.
Было ясно, что пришёл я некстати и
что меня здесь не ждали.
[
], (что… ) и (что…).
Неоднородные придаточные имеют разные значения
(отвечают на разные вопросы, присоединяются разными союзами, вопрос задаётся от
разных слов главного предложения).
Когда солнце
скрылось за горой, мы поняли, что никто уже не придёт.
(Когда…),
[
], (что…).
Какие ошибки допускают выпускники
при решении задания B6?
1) С частью сложного предложения можно
спутать обособленные или уточняющие члены предложения, а также вводную
конструкцию.
Как не ошибиться?
Выделить грамматическую(ие) основу(ы), т.е. убедиться, что перед нами именно
СПП, а не данные осложняющие члены.
Когда мы обошли дом, мы увидели
холм.
Обойдя дом, мы увидели холм.
2) Часто выпускники ищут нужный тип
придаточного по союзу или союзному слову: который – определительное, чтобы –
цели и т.п. Но для присоединения придаточного предложения к главному могут использоваться
союзы, не характерные для данного типа придаточного.
Как не ошибиться?
Нужно ориентироваться прежде всего на вопрос, значение.
Дом, в котором я провёл своё
детство, ….
Дом, где я провёл своё детство, …
Дом, что стоит на берегу, ….
Во всех трёх
случаях, это придаточные определительные, т.к. отвечают на вопрос какой?, а союзы (союзные слова) разные.
Я
пошёл в библиотеку, чтобы взять интересную книгу.
Отец
сказал, чтобы я взял книгу и почитал.
В обоих предложениях союз один, а значения
придаточных разные: в первом предложении придаточное цели (с какой целью? зачем?), а во втором – придаточное изъяснительное
(сказал что?). |