Задание В3 может
быть представлено в КИМах так:
- Определите способ связи в
словосочетании ….. (предложение №).
- Выпишите из предложений №№ словосочетание
со способом связи примыкание (согласование, управление).
Что нужно
знать для успешного выполнения данного задания?
СПОСОБЫ
ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ Согласование
| Управление
| Примыкание
| зависимое слово ставится в тех же формах рода,
числа и падежа, что и главное слово | зависимое слово ставится при главном в
определённом косвенном падеже | зависимое неизменяемое слово связывается с главным
только по смыслу | зависимое слово – прилагательное, причастие,
притяжательное, указательное или определительное местоимение, порядковое
числительное | зависимое слово –существительное, местоимение,
количественное числительное | зависимое слово
- наречие, деепричастие, инфинитив, личные местоимения в значении притяжательных ЕГО, ЕЁ, ИХ. |
Следует помнить, что подлежащее и сказуемое не
является словосочетанием: Она весёлая.
Зима снежная.
Разберём на конкретных примерах.
1
. Из предложения 10 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
(10)Они оба получили при выпуске десятый класс, но
имя Писарева, написанное золотыми буквами на мраморной доске, осталось навсегда
между именами Жуковского и других отличных воспитанников.
При примыкании зависимое слово неизменяемое, т.е. наречие,
деепричастие, инфинитив или местоимения его, её, их. Вот эти части речи и надо
найти в предложении. В данном предложении имеется только наречие навсегда. Следующий шаг – ищем слово, от
которого зависит это наречие: осталось (когда?) навсегда. Наше словосочетание
найдено.
Допустим, что в этом предложении нам надо найти
словосочетания со связью управление.
Тогда, зная, что зависимое слово при управлении
существительное,
местоимение или количественное числительное в косвенном падеже, будем искать
слова именно этих частей речи. В нашем предложении это слова при выпуске (п.п.), класс (в.п.), буквами
(тв.п.), на доске (п.п.), между именами (тв.п.), Жуковского (р.п.),
воспитанников (р.п.). Второй шаг такой же, как в первом случае: ищем слова,
от которых зависят найденные нами существительные: получили
(когда?) при выпуске, получили (кого?что?) класс и т.д.
Если надо найти словосочетание со связью
согласование, ищем прилагательное, причастие, притяжательное (указательное,
определительное) местоимение, порядковое числительное. А далее действуем так же, как в предыдущих примерах.
2.Другой вариант задания: дано словосочетание, надо
определить тип связи.
Как поступаем? Пробуем изменить главное слово. Если
зависимое изменяется вместе с главным, т.е. согласуется с ним в роде, числе и
падеже, то это – согласование.
Если изменяется только главное, а зависимое остаётся
в форме определённого падежа, то это управление. Если зависимое слово неизменяемая
часть речи (наречие, деепричастие, инфинитив, притяжательные местоимения его,
её, их), то это – примыкание.
Что следует знать ещё?
Словосочетания типа ЕХАТЬ НА ТАКСИ имеют связь
управление, т.к. хотя слово такси и не изменяется, оно употреблено в форме п.п.
Соответственно КРАСИВОЕ ТАКСИ –
согласование, т.к. зависимое слово
согласуется с главным в роде, числе и падеже: красивое такси, на красивом такси, красивого такси, красивые такси.
Если зависимое слово – неизменяемое прилагательное
(мини, макси, миди, хаки), то это – примыкание.
|