I.
Проверка
Д/З.
II.
Беседа.
— Какие стили вам известны? Чем они
различаются? (направлением и целью их использования, а значит, и формой).
—Что входит в понятие формы? /Жанр, языковые особенности стиля./
- Одной из
распространенных речевых ошибок является смешение стилей.
Исправьте, пожалуйста, ошибки в следующих
предложениях. (сл.2)
В настоящее время ощущается недокомплект
педагогических кадров в нашей школе.
В канун моего дня рождения я заболел.
На школьном празднике было произведено
несколько награждений.
—
Каковы особенности публицистического стиля? ( Общедоступность. Широкое использование общественно-политической
лексики, слов, обозначающих понятия морали, экономики, политики, культуры; слов
из области психологии, передающих состояние человека.)
(Сл.3): распределите слова по группам
в соответствии с их значением:
Собственность, бескорыстный, милосердие,
альянс, депутат, достоинство, девальвация, память, экстремизм.
-Что
ещё характерно для публицистики? (В публицистике активно используются тропы и фигуры, лексические
повторы, цитаты и фразеологизмы. Для синтаксиса характерно употребление
однородных членов, вводных слов, причастных и деепричастных оборотов,
риторических вопросов и риторических обращений.)
-
Какова композиция текста публицистического стиля? (рассуждение: выдвигается проблема, анализируются пути ее решения,
делаются обобщения и выводы.)
Название
стиля происходит от лат. publicus — общественный, то есть публицистика —
литература по актуальным вопросам общества.
Публицистику
называют летописью современности, так как она обращена к злободневным проблемам
общества. Предмет публицистики — жизнь в обществе, политика, экономика, все, что касается интересов каждого человека.
А там, где есть интерес, не может быть безразличия. Поэтому основной чертой
публицистики является эмоциональность в сочетании со стандартностью.
Публицистика
близка художественной литературе. Так же многообразен ее жанровый репертуар,
богата она и выразительными ресурсами. Наконец, публицистика, как и
художественная литература, — это словесное искусство.
Однако
публицистика — это словесное искусство особого рода: она принципиально
отличается от художественной литературы. Чем? (…)
1) В основе этих стилей лежит функция
воздействия, но воздействуют они по-разному.
- Как
различаются способы воздействия? (Публицистика
ориентирована на реальное событие, факт, документ. А в художественной
литературе воображение писателя создает, хотя и правдоподобный, но вымышленный
мир и вымышленные образы.)
2)
В художественной литературе и в публицистике
по-разному выражается оценка изображаемого. — Как?
(В худ. стиле автор не выносит прямых
оценок ни героям, ни их поступкам, ни их словам. Он, как правило, подводит к
этим оценкам читателя. А в публицистике автор прямо и открыто агитирует,
убеждает, пропагандирует, дает субъективную оценку.)
Итак, функция воздействия, убеждения —
основная для публицистики. Существуют два метода убеждения: через факты,
которые говорят сами за себя, и через авторскую оценку фактов. В
зависимости от выбранного метода убеждения своих собеседников все
публицистические высказывания делятся на информативные, аналитические,
художественно-публицистические. Каждая группа имеет свои жанры.
(Сл.4) Информативные жанры; заметка, отчет,
репортаж, интервью.
Аналитические жанры: статья,
рецензия, отзыв, письмо.
Художественно-публицистические жанры: памфлет,
очерк, фельетон, зарисовка, портрет.
(сл.5) Заметка - газетный жанр, краткое сообщение, в котором излагается
какой-либо факт или ставится конкретный вопрос.
Отчет - один из видов монологической
речи, публичное, развёрнутое, официальное, сообщение по определённому вопросу,
основанное на привлечении документальных данных.
Репортаж - материал с
места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность.
Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение
событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником
описываемого.
Интервью - опрос человека по профессиональной или личной
тематике, проводящийся журналистом с целью публикации или вещания в СМИ.
(Сл.6) Статья - характерны
научная постановка темы, решение важных общественных проблем современности,
глубокая аргументированность.
Рецензия - анализ,
разбор, некоторая оценка произведения, жанр газетно-журнальной публицистики и
литературной критики.
Отзыв - это суждение, мнение,
содержащее оценку
Письмо – эпистолярный жанр, специфическое
выступление, обращение автора к адресату с призывом, предложениями, мыслями и
чувствами.
(сл.7)Памфлет
- это
жанр, имеющий определенный социально-политический адрес и в этом смысле
напоминает эпиграмму. Для памфлета характерны ораторские интонации,
афористичность. Примеры жанра: В.Г. Белинский «Письмо к Гоголю» и Л.Н. Толстой
«Не могу молчать*.
Фельетон. 28 мая 1800 года
в газету был вложен дополнительный листок (фельетон). Злободневность и
актуальность — основные черты фельетона.
Под
рубрикой «фельетон» печатались даже «Парижские тайны» Эжена Сю и «Три
мушкетера» А. Дюма. Мастера фельетона: Некрасов, Салтыков-Щедрин,
Добролюбов, Зощенко, Ильф и Петров, Маяковский, Булгаков.
Очерк. Особенностью
жанра считаются достоверность фактов, реальные имена, места событий, реальная
обстановка.
Эссе - Эссе - прозаический
этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо
предмете или по какому-либо поводу.
Портрет - ? Зарисовка
-? ( это жанры, где образность преобладает над информационностью)
(Сл.8) Распределите
названия жанров в соответствии с их принадлежностью к определенному стилю.
Рассказ, статья в газету, заявление,
объявление, отзыв, реферат, басня, справка, поэма, указ, стихотворение,
дипломная работа,
СТИЛИ: научный, официально-деловой,
художественный, публицистический.
Домашнее
задание.
Эссе (Что такое счастье? Или Золотая пора детства) |