Среда, 04.12.2024, 09:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Кучминой Надежды Владимировны

Награды сайта
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Наш опрос
Какие материалы вы хотели бы видеть на этом сайте?
Всего ответов: 854
Мини-чат
Статистика
Рейтинг образовательных сайтов
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Русский язык

Знаки препинания при однородных членах
[ Скачать с сервера (116.3 Kb) ] 17.02.2011, 12:09

I. Проверка Д/З.

II. Слово учителя.

Сегодня мы с вами повторим предложения с обобщающими словами и знаки препинания при них. Что же такое обобщающее слово? (….).

(сл.2) Обобщающие слова :

- являются тем же членом предложения, что и однородные  члены;

- могут  быть любым членом предложения (как главным, так и второстепенным);

- могут  выражаться  любой частью речи, словосочетанием, фразеологическим оборотом ;

- могут находиться как впереди, так и позади однородных членов и даже разрывать их;

 

- А теперь шаг за шагом мы с вами на примерах попробуем разобраться в сказанном выше. Итогом нашей работы будет самостоятельная работа.

III. Объяснение нового материала.

1. Найдите в предложениях обобщающие слова, которые дают одно более общее наименование всем однородным членам данного ряда.

(сл.3) Все в тающей дымке: холмы, перелески.

В саду, в доме – всюду стояла тишина.

Все вокруг хаты: подсолнухи, акация и сухая трава – было покрыто шершавой тканью.

Ответы учащихся.

Вывод. Обобщающие слова – это одно более общее наименование всем однородным членам.

2. Давайте докажем, что обобщающее слово может быть любым членом предложения. (сл.4) В данных предложениях найдите обобщающие слова. Каким членом предложения они являются? А однородные члены?

На траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.

От дома, то деревьев, от голубятни – ото всего побежали длинные тени.

Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий – не пересекал лыжную тропу.

Все: поля, небо, кусты, морозный туман – окрасились розовым цветом.

Вывод. Обобщающие слова бывают разными членами предложения.

3. Следующий грамматический признак, который нам придется доказать, это возможность обобщающего слова быть выраженным любой частью речи, словосочетанием, фразеологизмом и предложением. В данных предложениях определите, чем выражено обобщающее слово.

(сл.5) Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно.

Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель.

Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины.

Стихи я люблю читать всякие, какие только попадались мне в руки: и те, которые хорошо понимал, и те, где было много неясного.

Ответы учащихся.

Вывод. Обобщающие слова могут быть выражены любой частью речи.

4. Мы дошли с вами до самого сложного шага: знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом. Сначала давайте рассмотрим алгоритм и попробуем привести примеры на каждый его шаг. (Можно использовать предложения, которые вам предлагались выше).

А Л Г О Р И Т М (сл.6)

Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

1.Найдите в предложении обобщающее слово.

3. Определи, заканчивается ли предложение однородными членами

 

 Попробуйте устно воспроизвести данный алгоритм.

Ответы учащихся.

IV. Решите несколько пунктуационных задач. (сл.7)

1. Расставьте в предложениях знаки препинания.

Сад степь двор все было в холодной тени.

Со всех сторон из-за заборов из калиток изо всех углов посыпались выстрелы.

Каждый звук шорох птицы полет упавшего листа кажется громким заставляет вздрагивать.

Мне казалось что все это и певучие крики разносчиков и заводские гудки и торопливые свистки паровозов на ветке имеет какое-то отношение к моему приезду.

(сл.8) В данное правило надо внести еще одно значительное дополнение. После обобщающих слов могут стоять вводные слова (словом, одним словом…), уточняющие слова (как-то, а именно, например…). ЗАПОМНИТЕ, что в этом случае перед ними ставится запятая, а перед однородными членами, как всегда, двоеточие. Пример:

(сл.9) В парке были представлены различные виды хвойных деревьев, как-то: сосна, ель, пихта.

А в этом предложении сами поставьте знаки препинания.

Другие факты, а именно: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимою, морские бризы и прочее – играют второстепенную роль.

 V. Самостоятельная работа.

Упр 357 – по вариантам, 4 – карточки у доски.

VI. Итоги.

VII. Домашняя работа.

Упр.355,§69.


Презентация

Категория: Русский язык | Добавил: Надежда
Просмотров: 5166 | Загрузок: 843 | Рейтинг: 3.7/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Календарь

Copyright MyCorp © 2024