I.
Проверка Д/З.
II. Слово учителя.
Сегодня
мы с вами повторим предложения с обобщающими словами и знаки препинания при
них. Что же такое обобщающее слово? (….).
(сл.2) Обобщающие
слова :
-
являются тем же членом предложения, что и однородные члены;
-
могут быть любым членом предложения (как
главным, так и второстепенным);
-
могут выражаться любой частью речи, словосочетанием,
фразеологическим оборотом ;
- могут
находиться как впереди, так и позади однородных членов и даже разрывать их;
- А
теперь шаг за шагом мы с вами на примерах попробуем разобраться в сказанном
выше. Итогом нашей работы будет самостоятельная работа.
III.
Объяснение нового материала.
1. Найдите в предложениях
обобщающие слова, которые дают одно более общее наименование всем однородным
членам данного ряда.
(сл.3)
Все в тающей дымке: холмы, перелески.
В
саду, в доме – всюду стояла тишина.
Все
вокруг хаты: подсолнухи, акация и сухая трава – было покрыто шершавой тканью.
Ответы
учащихся.
Вывод.
Обобщающие слова – это одно более общее наименование всем однородным членам.
2. Давайте докажем, что обобщающее слово может быть любым членом
предложения. (сл.4) В данных
предложениях найдите обобщающие слова. Каким членом предложения они являются? А
однородные члены?
На
траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные
нити осенних паутин.
От
дома, то деревьев, от голубятни – ото всего побежали длинные тени.
Ни
один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий – не пересекал лыжную тропу.
Все:
поля, небо, кусты, морозный туман – окрасились розовым цветом.
Вывод.
Обобщающие слова бывают разными членами предложения.
3. Следующий грамматический признак, который нам придется доказать, это
возможность обобщающего слова быть выраженным любой частью речи,
словосочетанием, фразеологизмом и предложением. В данных предложениях
определите, чем выражено обобщающее слово.
(сл.5)
Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно.
Три
вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель.
Вокруг
не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины.
Стихи
я люблю читать всякие, какие только попадались мне в руки: и те, которые хорошо
понимал, и те, где было много неясного.
Ответы
учащихся.
Вывод.
Обобщающие слова могут быть выражены любой частью речи.
4. Мы дошли с вами до самого
сложного шага: знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом.
Сначала давайте рассмотрим алгоритм и попробуем привести примеры на каждый его
шаг. (Можно использовать предложения, которые вам предлагались выше).
А Л Г
О Р И Т М (сл.6)
Знаки
препинания при однородных членах с обобщающим словом
1.Найдите
в предложении обобщающее слово.
3.
Определи, заканчивается ли предложение однородными членами
Попробуйте
устно воспроизвести данный алгоритм.
Ответы
учащихся.
IV.
Решите несколько пунктуационных задач. (сл.7)
1.
Расставьте в предложениях знаки препинания.
Сад
степь двор все было в холодной тени.
Со
всех сторон из-за заборов из калиток изо всех углов посыпались выстрелы.
Каждый
звук шорох птицы полет упавшего листа кажется громким заставляет вздрагивать.
Мне
казалось что все это и певучие крики разносчиков и заводские гудки и торопливые
свистки паровозов на ветке имеет какое-то отношение к моему приезду.
(сл.8)
В данное правило надо внести еще одно
значительное дополнение. После обобщающих слов могут стоять вводные слова
(словом, одним словом…), уточняющие слова (как-то, а именно, например…). ЗАПОМНИТЕ, что в этом случае перед ними
ставится запятая, а перед однородными членами, как всегда, двоеточие. Пример:
(сл.9)
В парке были представлены различные виды хвойных деревьев, как-то: сосна, ель,
пихта.
А в этом
предложении сами поставьте знаки препинания.
Другие
факты, а именно: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимою,
морские бризы и прочее – играют второстепенную роль.
V.
Самостоятельная работа.
Упр
357 – по вариантам, 4 – карточки у доски.
VI.
Итоги.
VII.
Домашняя работа.
Упр.355,§69.
Презентация |